Изыски гурманов

Увы, это не был вечер при свечах под романтическую музыку – 30 ноября в ММДМ прокрался тусклый белый и нервный красный свет, а музыка сперва оглушала и опустошала. Здесь, в театральном зале, началось представление «Игрушки Бертрана» театра «черноеНЕБОбелое». Надо заметить, это не просто театр, это даже не театр абсурда, в нем сосредоточено несколько понятий: театр жестокости Антонена Арто, театр марионеток и… театр наших снов. Неподготовленная публика не то, чтобы не поняла, она была ошеломлена творящимся на сцене; периодически люди уходили из зала.

 

Но артистам на сцене или выдуманным персонажам, а может ожившим куклам, было все равно. Пытаясь разглядеть силуэты Марчеллы Солтан и Доктора Да (Дмитрий Арюпин), которые судорожно извивались в скудном освещении, воображение начинало само рисовать замысловатые картины, выстраивать хрупко-истеричные связи в отношениях этих двух "повешенных". Она пыталась всеми силами оживить колеблющийся труп друга, но только громогласно пронесшийся поезд победил на время смерть. Поезд жизни? Поезд смерти?..

 

В этом театре все слишком условно, взывает исключительно к пониманию и индивидуальному восприятию действительности зрителем. Симбиоз движения и звука рождает послание. И пытаясь объяснить сидящим в темноте людям какое-то чувство, мысль, гипотезу, актеры ломают руки, чудовищно изгибаются и умирают без иллюзий на возможность понимания. Они дышат синим, страдают красным… и на самом деле, никакие они не повешенные. Это вовсе не веревки, привязанные к их шеям, а нервы.

 

Нерв и пластика, эмоции через движения – вот что представляет театр "черноеНЕБОбелое". Он был создан в 1988 году и возник из увлечения создателем и вдохновителем Дмитрием Арюпиным (Доктором Да) пластическими жанрами и прочими близкими к этому вещами. Сейчас в составе труппы всего два актера: Дмитрий Арюпин и  Марчелла Солтан. Они предпочитают странствовать по белу свету, успешно посещать большие и маленькие фестивали и смотры, завоевывать призы и поклонников.

 

Театр "черноеНЕБОбелое" - создатель собственного театрального языка, своего жанра, который никто не в состоянии повторить. Даже костюмы здесь играют свои роли, которые тоже требуют внимания и осмысления. То это кукольное платье, то колпаки и балахоны, странные резкие черты свисающих рук, угловатые и непослушные ноги, а цвета: черный, красный, белый резко контрастируют с освещением. И получается костюм – часть персонажа, которая даже иногда оживает. Руки становятся отдельными существами, которые нервно беседуют с головой, повиснув в воздухе без какой-либо видимой опоры. И музыка здесь тоже подобрана со смыслом. Правда, сперва пугают резкие и непривычные уху звуки скрежета, каких-то шумов и гула, постепенно этот шум перерастает в музыку… И музыка становится такой навящевой, хоть и ужасающей, что ее не замечаешь. И не замечаешь как постепенно погружаешься в чужую реальность, как туда затягивают гибкие руки Марчеллы Солтан.

 

Но вдруг свет вспыхивает… Представление окончено! Зал остается в недоумении, поскольку ни определенного начала, ни понятной концовки в спектакле не было. Но отойдя от маленького шока, публика отдает дань почтения артистам длительными овациями.

 

 

 

Review:

Даша Поденок