ЖЕЛАННАЯMALERИЯ – болезнь вдохновения

Впервые Инну Желанную я услышала совсем недавно. На презентации DVD Детей Picasso. Она вышла одна. Я не помню, что это была за песня. Она пела ее, создавая многоголосье при помощи педальки-примочки... Объяснить объективно, что такого я в той единственной песне услышала, я не смогу... Музыка вообще дело индивидуальное... Каждый ищет в ней свое. 

        Лично для меня самое важное, когда музыка проникает так глубоко, куда своими рассуждениями никак добраться не можешь, и рождает то единственное неповторимое, чего ты не испытывал-не слышал никогда раньше. Это чувство очень призрачное – как мираж. Кажется, шелохнешься – все рухнет. Но оно не рушится, а наоборот, будто бы твое личное пространство раздвигает... Кстати говоря, чем дальше, тем реже пробивается эта стена из рассуждений и осознаний... Инне Желанной удалось...  

 

     И услышав только одну песню – я поняла, что обязательно схожу на ближайший ее концерт. Ждать оказалось недолго: через несколько месяцев большие афиши возвестили о презентации нового проекта ЖЕЛАННАЯMALERИЯ. Поначалу меня буквально разорвало на куски! Полетела в зал такая энергетика – как ураган, готовая смести всех и вся на своем пути. Malerия подхватила на своих мощных электронных крыльях Желанную и понесла... казалось, сместилось пространство вокруг... Видеоряд только дополнял этот эффект и усиливал.

 
      Но не долетела птица- Malerия и до середины концерта... Первый эффект эйфории прошел песне на третьей. Как-то «крылья» Маlerии слегка ослабли, превратились в нечто запрограммированное, предсказуемое и механистичное. Пришло ощущение, что Инна с Malerией «говорят» про разное... Malerия со всем своим, не побоюсь этого слова, позитивом несется, как сумасшедшая куда-то, по лесной дороге. А Желанная... В ее голосе есть какая-то природная депрессия. Если бы Гарсиа Маркес должен был выразить свои «сто лет одиночества» голосом – то это был бы голос Желанной.
 
      Но стоит сказать, что в одной песне эти «разности» между Malerией и Инной как раз совпали очень удачно! А послушав альбом, вообще трудно в эту композицию не влюбиться. Это – «Колыбельная». Как можно догадаться, звучит песня совсем не как колыбельная, скорее проснешься от таких звуков; но эта музыка вытаскивает на свет, можно сказать, исторический мотив, который со временем как-то совсем позабыли. А именно: в колыбельных, в текстах, нередко есть страшные образы, стоит только вспомнить хрестоматийное «придет серенький волчок и укусит за бочок…» и прочие. И это вовсе не запугивание ребенка, а заклинание против злых сил. Колыбельная ЖЕЛАННАЯMALERИИ звучит, с одной стороны, ритмически убаюкивающе, с другой – как заклинание, экстатическое шаманство. И эта песня, пожалуй, та жемчужина, ради которой стоило огород городить.
 
      Но  чаще  Malerия  просто  забивала  Желанную  своим  звуком...  Музыка  Malerии  –  это  такие «потемкинские деревни» этносаунда. Песне на пятой – стала Маlerия откровенно надоедать однообразностью. И как-то под кожу, мне под кожу, под кости, под кору головного мозга их музыка не проникает. Ощущение, что в их музыке ты уже все понял, и дальше неинтересно. То, что они делают, их замес этно с жесткой электроникой сразу наталкивает на воспоминания о Fun-Da-Mental. Отчего вообще Маlerию слушать совершенно не хочется. Возможно, если бы эта группа выступала с кем-нибудь другим или сама по себе, их музыка не казалась бы столь неубедительной. Как представляется в данном проекте на контрасте с Желанной.
 
       У Желанной все по-настоящему. Фольклор у нее не какая-то модная фишка, а язык, на котором она выражает свое. При этом поднимает дух глубины веков... Сравнимо это... По ощущениям (позволю себе некоторую параллель, опять немузыкальную) сравнимо с фильмом Тарковского «Андрей Рублев». В котором переживается настоящее через прошлое, а прошлое через настоящее. Получается такая связка времен крепкая, как будто ты сам прожил и пережил все эти далекие времена... Слушая Желанную, ты тоже ныряешь в глубь веков. И веет от ее пения какой-то необъяснимой силой...
 
       Несмотря на то, что на презентации музыканты зажигали по полной, чувствовалось: этот совместный проект не создает целостного впечатления. Хотя Желанная говорит, что эксперименты Маlerии ей нравятся, каждый остался сам по себе... А когда на бис Malerия вышла, а Инна Желанная – нет, то это и подавно развело их по разные стороны...
 

       Есть артисты, которые процветают в группе, и тебе трудно представить, что когда-нибудь они будут играть поврозь... Их сила в том, что все они существуют вместе. А существуют артисты, у которых настолько сильная личная харизма, с одной стороны, с другой – она настолько тонкая и неуловимая, что всякого рода альянсы (извините за невольный каламбур) зачастую только затуманивают этот особый эффект... Инна является именно таким артистом-одиночкой. Почему-то очень хочется, чтобы либо она нашла музыкантов, которые подхватывали бы ее идеи на лету, понимали ее, самовыражались через ее песни, либо выступала она вообще одна. Без малерий и прочих болезней... Хотя эксперимент – это, наверное, единственное, что имеет смысл делать в искусстве, ведь эксперимент – это выход за пределы того, что ты знаешь и умеешь. Так что всегда будет интересней смотреть и слушать, как артисты спускают с накатанных рельс свою музыку, пускают ее бродить по лесам и долам неизведанными тропинками.
 

Дарья Харченко