SWOD: кино и немцы

Был такой старый черно-белый фильм, в котором герой, молодой в общем-то человек, едет на поезде – не то на родину, не то еще куда-то. В дороге он о чем-то думает, что-то вспоминает, иногда мучительно, иногда с улыбкой. Поезд едет, за окном  идет дождь, один пейзаж сменяет другой, а молодой человек смотрит в окно и вспоминает. Впрочем, даже если и фильма такого не было, его стоило бы снять – исключительно ради того, чтобы музыкальным сопровождением  послужили хрустальные в своей чистоте композиции группы SWOD.

    SWOD – это Стефан Ворман и Оливер Доэрелль, музыкальный проект двух немцев, случайно (а как иначе!) встретившихся в Берлине в 1991 году. Стефан играл на пианино и ударных, а Оливер, помимо того что играл на гитаре, осваивал различные виды электроники. Отмечать несходство музыкальных интересов этих двух музыкантов стало у критиков уже общим местом, но о нем невозможно не упомянуть, так как именно из этого несходства рождается чудо.

 
    В арсенале Стефана и Оливера не только живые и неживые инструменты, но и обрывки разговоров, случайно где-то подслушанные, записанные, щелчки телефонных проводов, стук каблуков, скрип дверей, смех, произнесенное с придыханием, но ничуть не пошлое Ja какой-то, по-видимому, немки. В этом плане SWOD напоминают Плюшкиных от музыки: тут кусочек, там обрывочек, здесь ниточка – и вуаля! – сверкает и искрится новоиспеченное чудо, Оливеруже впадает в шаманский транс, а Стефан подыгрывает ему на фортепиано.

 
     Музыка двух немцев напоминает путешествие, но путешествие своеобразное – как возвращение домой после долгого отсутствия, возвращение в места, где давно не бывал, музыка как воспоминание, возвращение к истокам. Кинокадры, шедшие параллельно музыке на недавнем концерте SWOD в ДОМе, идеально визуализировали то, о чем играли волшебники из Берлина: лица пассажиров в автобусе, радостные лица купающихся и загорающих, лица пожилые и не очень – и, казалось бы, что в них особенного?

 
     Музыка SWOD, при всей актуальности тенденций, стилей и прочих культурных понятий, приложимых к их творчеству,  - музыка откуда-то оттуда, из детства, что ли, из глубин памяти, из потерянного времени, которое для многих еще вот оно, совсем рядом, но уже далеко.


    SWOD называют уникальным проектом – Оливеру и Стефану удалось идеально совместить лиризм и техницизм, электронику и акустику, живое исполнение и записанные отрывки из малоизвестных или вовсе неизвестных фильмов (впрочем, сами ребята на своем официальном сайте сравнивают свою музыку с фильмами Кшиштофа Кисьлевского и Тео Ангелопулоса).


      Музыка  SWOD  –  это   фортепиано  Стефана  и  компьютер  Оливера, но также и  идеальный, чеканный ритм, в который вплетаются не только воспроизведенные с ноутбука случайные звуки, но и – вдруг! – покашливание соседа рядом, звук передвигаемого стула, чей-то случайный вздох.

 
   Музыка SWOD – интеллектуальная и интеллигентная – словно подтверждает, что чудеса – явления случайные и непредсказуемые, но имеют место быть в нашем грешном мире, хотя порой вовсе незаметны – вроде солнечного зайчика на щеке уснувшей в трамвае кондукторши.

 
    А про кино – чего уж мелочиться. Музыка немцев может стать идеальным саундтреком не то что к фильму, а и к целой жизни.

       Ja?

Виктор Демин