SunSay - монологи Солнца

В таких случаях, как этот, сравнение всегда неизбежно. Придя на концерт Оззи Осборна, мы думаем о Black Sabbath. Слушая, прости Господи,Ферджи, мы невольно вспоминаем о Black Eyed Peace. Собираясь на SunSay, я напевала 5NIZZA. 

     Сюрпризы  начались  еще до концерта. Около СДК МАИ не было очередей! Ситуация совершенно немыслимая! В первый раз на моей памяти этот зал был наполнен на четверть. Это вызвало некоторую неловкость: в плотной толпе всегда комфортнее танцевать или прыгать. Видимо, поэтому начало получилось каким-то скомканным: никакого драйва, никаких тебе позитивных вибраций. Вышли на сцену, стали петь. Логично, для чего же еще нужна сцена? В общем, вначале зрелище было весьма плачевным. «Музыка сдохла» - удрученно процитировали известный хит два юных растаманских существа рядом со мной. 

  

       Впрочем,  первое  впечатление, наперекор расхожей фразе, оказалось обманчивым. Первая песня (она же – первый блин) не испортила продолжения банкета. Видимо, Сан действительно привык работать в паре: уже на второй песне в помощь ему был позитивнейший человек по имени Fame, в миру Вячеслав Семанченко, чьи обязанности официально называются «beatboxing and scratching». Проще говоря, парень изображает голосом любые звуки,  будь то там-там, саксофон или шипение винила.   

       

     Собственно, присутствие Фэйма необходимо не столько для разнообразия музыки, сколько для того, чтобы на эту музыку указать. С его битом мы начинаем именно слушать, а не смотреть на бывшего вокалиста 5NIZZ’ы. И узнаем много интересного. Во-первых, то, что у коллектива SunSay, не смотря на название, по сути, нет фронтмена. Все шесть человек живут единым духом, движутся под биение одного сердца и занимаются общим делом. Во-вторых, дело это того стоит. Возвращаясь к сравнениям, музыка великого и могучего дуэта Запорожца и Бабкина, не смотря на всю свою неформатность, это такая Норма Джин рядом с Мэрилин Монро: настоящая и честная, бескомпромиссная и талантливая, но очень уж, простите, незамысловатая. Мы, конечно, понимаем, что в этом и есть ее особое очарование, но перед утонченностью еще никто не смог устоять.

 
     Музыка SunSay сложная, очень продуманная, но оттого не менее страстная. Духовые – флейта или волынка – как нервный и напряженный пульс тяжелобольного, уже увидевшего краешек рая. Клавиши – как удары судьбы Баха или капель Земфиры. Вокал в 2 микрофона: близко и далеко, здесь и там, крик и шепот, страх и экстаз. Музыка-секс: beatbox-соло заканчивается стонами и резкими ударами, перетекает в клавишную нежную «прелюдию наоборот» и резко вливается в металлический риф и крик – никто еще так точно не показал оргазм в музыке! Вся эта пляска темпераментов прекрасно соседствует с медовой музыкой ислама, тягучим мугамом, временами бешено зашкаливающим, срывающимся на нойз и эйсид, напоминающий впечатления от тяжелого-тяжелого кислотного трипа в лучших традициях «Реквиема по мечте». 

       

     Примерно к середине концерта стало отчетливо понятно, почему в зале так мало народа. Это не массовая музыка – и слава Богу. Элитарная ли – неясно. Нормальная ситуация для того, что называется таинственным и загадочным словом «неформат».
  

        Но на этом сюрпризы не закончились. «Песня, которую мы сперли» - радостно объявили музыканты и начали играть настоящее качественное рэгги. Но когда мы поняли, что именно они играют, чуть не упали со стула. «Smells Like a Teen Spirit» Nirvana! Кто бы мог подумать, что грандж и рэгги созданы друг для друга? 
  

        Но счастье было бы неполным, если бы не было достойного биса. По логике, после такого концерта бис должен был взорвать наше сознание окончательно, и взорвал. Конечно, они не могли не сыграть песен 5NIZZ’ы – это было бы как минимум необдуманно. Так что музыка прошлой группы Сана все-таки прозвучала, но новый коллектив заметно освежил такие хиты, как «Нева» - теперь это легкие и заводные брит-поп-композиции. 
  

       В таких случаях, как этот, сравнение всегда неизбежно. Но невозможно сравнивать в корне различные явления, правда? У SunSay и 5NIZZ’ы очень разная музыка, но очень похожая атмосфера. По выражению легенды раста-культуры Дмитрия Гайдука, «там весело, холодно и очень-очень прикольно». Так Гайдук описывал растаманский рай. В общем-то, лучше и не скажешь.
 

 Екатерина Кофе