Самайн улетел на орбиту

Для тех, кто не знает, День всех святых, он же пресловутый Хеллоуин, – это не что иное, как преобразованный древний кельтский праздник Самайн. В столице он пока отмечается не так широко, как карнавализованный и модный «младший брат». Автора этого опуса также занесло на Самайн в небезызвестном подмосковном Раменском.

     В древности Самайн был одним из четырех главных календарных праздников кельтов и знаменовал собой начало зимней, темной половины года. Связан он был с окончанием пастбищного сезона. В конце октября овец и рогатый скот собирали в одно стадо и возвращали к людским жилищам. Часть скота пускали на убой, другим оставляли жизнь – для размножения. Тогда же, в Самайн, наступал срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Праздник, естественно, отмечался бурными пирами.

 

        В Раменском пира как-то не получилось. Пиво не то – в бутылках в маленьком закуточке-баре, зал не тот – вместо пиршественных столов ряды кресел советского ДК «Орбита». Несчастные «живые» артисты оказались на высокой сцене, на заднике которой гордо реял самолет – достижение XX века. Оказались в атмосфере какого-то историко-музыкального семинара, грустно начавшегося в три часа пополудни.

Первой группе пришлось несладко. А незаслуженно: Avis Dei (Москва) показали высокий класс аутентичного исполнения европейской средневековой музыки и даже раннехристианского дисканта, сыгранного на духовых.

 

       Следом на сцене появился фолк-роковый «Вербный мед» (Москва), использующий в своих композициях и кельтские, и русские мотивы – в общем-то, ровно так же, как любой «популярный» фолк-рок. Интересным было выступление местной достопримечательности – скрипача Сергея «Топора», назвавшего свой проект «Кельтский Паганини уездного города Р.». «Топор» лихо и грязно шпарит по струнам типичные ирландские мелодии. Но надо признать: делает он это до того зажигательно, что зал наконец-то поддается уговорам безбашенных парней-реконструкторов из клуба «Наследие предков» - «шотландцев из клана МакАков» - и начинает танцевать джигу в узких проходах.

 

      Особенно хочется выделить яркое выступление группы «Календарь» (Москва) во главе с неподражаемой вокалисткой, поющей столь уверенно и мощно, что энергетика ее врастает в зрительный зал, берет его железной хваткой ритма и мелодии. Что приятно, мелодии, зачастую основанной на русской традиции, которую очень сложно использовать (ну еще бы, кельтскую-то никто не обрывал…) Тут наряду с бубном, электрогитарой, губной гармошкой и саксофоном появляется настоящая такая гармонь, и даже вовсе не баян. И все это смотрится так разно, а слушается – так органично!

 

      Под занавес концерта свершилось ожидаемое: зритель совсем по-другому, «как положено» среагировал на фолк-металлическую команду «Сварга» из Жуковского и руссроковую «Адвайту» оттуда же. Слегка провинциальный зритель встал рядами и начал трясти хайрами… Впрочем, команды вполне достойные, но не совсем в концепции праздника. Зато соответствующие духу места.

 

    P.S. Несмотря  на всю  критику, спасибо организатору фестиваля – Федору «Кактусу», устроившему единственное подобное мероприятие на всю огромную округу.

 

Ирина Шувалова