Рок с сюрпризом

Помните сериал про Семейку Озборнов? Да, Оззи, тот самый король преисподней, гроза кур, предстает перед нами в пушистых домашних тапочках и пультом от телевизора в трясущихся татуированных руках. «Эй, Келли, кто сожрал мой буррито?» – говорит черный король, повесив корону на гвоздик, а трезубец оставив в парадной рядом с зонтиком… А что собственно не так, спросите вы? Сценический образ, музыкант должен быть актером. Само собой. Но когда я вижу очередного престарелого рокера, в потертой косухе, упрямо трясущего хаером, терзающего свою рогатую, колючую электрогитару, мне становится несколько не по себе: негоже старичку выплясывать и корчить из себя встающего на дыбы бунтовщика, дескать, молодость прошла, а мы еще бунтуем – неестественно это совершенно.

     И  хотя основной состав  группы  «Северо-Восток»  вовсе не  старички  (но и не юноши),  да  и ортодоксальными рокерами их назвать нельзя, все же на концерте этой группы, который состоялся в клубе «Археология» 17 ноября, мне стало ясно, как нужно исполнять рок (очень непростой, между прочим), когда тебе уже не двадцать лет. Исполнять его нужно без лишнего позерства, твердо и уверенно, а главное интеллигентно! Музыка при этом остается такой же драйвовой, вполне себе качает, а виртуозные пассажи, сыгранные с ностальгической улыбкой на лице вызывают больше уважения.

 

     Конечно же, «Северо-Восток» – это не традиционный хард-рок: фолковые, а в частности кельтские мотивы составляют примерно половину всей мелодической палитры музыки коллектива. Причем слово «этничность» (в контексте творчества группы) не зря смахивает на слово «этичность»: размашистые этнические проходы умело разбавляются перегруженной гитарой и прямым роковым ритмом. Я думаю, многим из вас знакома атмосфера эдакого этнического счастья, когда один экзотический инструмент сменяет другой, когда соло на арабской дарбуке постепенно обрастает всевозможной перкуссией, когда общая радость звучания существует прямиком за счет инструментального разнообразия. Так вот, в музыке «Северо-Востока» этничность совершенно иная. Ведь состав группы классический роковый – две гитары, бас, ударные, вокал. Этничность достигается за счет интересных размеров, выразительности гитарных партий, опять же типичных мелодий и природолюбивых текстов. Обратите внимание на названия песен, в которых – все четыре стихии: вода («Доверься воде»), огонь («Как пламя»), воздух («Друг мой ветер») и земля («В глубине Материка»).
 
       И все же концентрироваться на фолковой составляющей творчества группы, на мой взгляд, не следует. Наиболее ярко оригинальность «Северо-Востока» прослеживается именно в хард-роке, именно том, что составлял основу концертной программы группы «In Folio», игравшей инструментальный арт-прогрессив, где главным действующим лицом была гитара Сергея Владимировича Седых. «Северо-Восток» – это группа «In Folio», только с вокалом Рады Маркидоновой, прибавившая в этничности, но не отказавшаяся от старых прог-рок тенденций. Поэтому хоть кажущаяся бесхитростность музыки и бросается в глаза, когда слушаешь их в первый раз, опытный взгляд найдет в творчестве «Северо-Востока» десять и более отличий от стандартной рок-команды.
 
     Гитара! Соло Седых звучали весьма самобытно. Мелодика, фразировка, длительности имели много общего с джазовыми, но не были комплексными, перегруженными нотами. Опять же, пейджевские и блекморские фишки вносили некую непринужденность и, конечно же, ностальгию по веселым 70-м. Барабанщик Игорь Шатов уверенно управлялся с бонгами и треугольником, а также исполнял соло на тарелках в инструментальной композиции «Сфероид» – да, на концерте звучали и инструментальные вещи. Басист Петр Черниенко использовал гитарный синтезатор, его бас в некоторых песнях звучал необычным образом – в качестве синтезаторной атмосферы. Седых и ритм-гитарист Владимир Цветков нередко перекидывались партиями, так что одна мелодия как бы переходила из одного качества в другое. И вокалистка Рада очаровала публику.
 
      Звук на концерте я бы оценил на троечку с плюсом. Похоже, что музыканты не всегда слышали друг друга. И хотя ребята с честью выходили из всевозможных «звуковых ям» (уметь звучать даже на такой посредственной аппаратуре – это ли не профессионализм?), много нюансов все-таки не долетало до публики. Звук гитар был не всегда читаем, вокал временами вклинивался очень уж резко в общий звуковой поток.

Фото: Стас Савин

     Да, между прочим, не каждая команда умеет играть тихо. Иногда громкость опускалась до такой комнатной что ли, что можно было бы и засомневаться, что на сцене рок-группа. И тут, естественно – бах, удар, и мы вновь оказываемся в стремительном, ритмичном потоке из роковых риффов, точных барабанов и прифанкованного  баса.
 
         Кстати, песни «Северо-Востока» до сих пор занимают первые места по скачиваниям в стилях хард-рок и фолк-рок на известном сайте-для-всех-подряд www.realmusic.ru. Песни «Вниз по реке» и «В глубине материка» звучат по радио. Победа в 2005 году в Интернет-конкурсе MuseON определенно характеризует старт проекта (группе всего год) как многообещающий. Две новые песни «Когда пройдет зима» и «От неба до неба» говорят о том, что музыканты активно репетируют и не собираются ограничиваться одним альбомом. Я лишь одного боюсь – коммерциализации, ведь для профессионала это пара пустяков – взять и заиграть абсолютно противоположную по жанру музыку. Кстати, «Когда пройдет зима» – это чистый арт, жесткий, мелодичный, будем надеяться, что группа собирается и дальше работать в направлении умного рока. Пускай круг слушателей подобной музыки и невысок, но мы же понимаем, что хорошее очень редко бывает массовым.

 

 Дмитрий Крупин