Reggie-вакханалия в честь Боба Марли (Ли Перри в Москве)

Отмечать День Рождения Боба Марли крупными гигами – давно устоявшаяся традиция не только в России. Так же традицией стал и тот факт, что сами концерты, приуроченные к такому событию, собственно к самой мировой звезде реггей-музыки относятся очень относительно. Хорошо еще, что до сих пор со сцены на этих мероприятиях звучит музыка реггей. Хоть это радует. Опять же относительно. Война в музыкальной индустрии в этом году докатилась и до московской реггей-сцены. Поэтому концертов, подписанных как «День Рождения Боба Марли» состоялось аж целых два.

     Два отдельных дня, два места, два состава, две концепции. Первый, прошедший в Точке, фестиваль прошел под эгидой и покровительством русского реггей-гуру Герберта Моралеса – лидера Джа Дивижн. Второй – на несколько дней позже, привлек другим громким именем. Боб Марли? Опять же, нет. Хотя имя это не менее значительно для истории как реггей, так и всей мировой музыки в целом. Ли «Скрэтч» Перри – это культ. И рассказывать тут в тысячный раз о том, что он причастен к созданию даба, звучания The Wailers и прочим интересным фактам истории музыки, смысла нет.

 

     «Король»  (как  он  себя сам когда-то называл) наконец-то доехал до Первопрестольной. Ради этого события (ну, и немного ради Дня Рождения, конечно) немаленький клуб Б1 Maximum раскинул свои объятия для всех желающих. И желающих пришло немало. Несмотря на то, что концерт в Точке отгремел совсем недавно. Несмотря на то, что кроме самого Ли Перри, состав выступающих растянулся на пол-афиши. И это все несмотря на то, что при ночном статусе мероприятия, на следующий день всем на работу, учебу и т.д. Четверг всё-таки. Но ни первый, ни второй факты не повлияли на количество публики.

 

       Начало  оттянулось примерно на час в отличие от заявленного. Хотя многие факты подскажут потом, что лучшим выходом было бы – задержаться еще на некоторое время. И все дело как раз в той растянутой афише. Меня давно интересовал вопрос, почему все российские реггей-фестивали до ряби в глазах пестрят группами-участниками. Несметное множество знакомых и незнакомых имён. И самое страшное, что при более внимательном изучении – интересным из этого количество в итоге оказывается лишь мизерный процент. Трудно сказать, хотят ли организаторы показать людям весь свет русского реггей или взять количеством, а не качеством… Оставим это на их совести.

 

        Итак, Б1. Пока группы готовились к выходу на сцену, публику развлекали селекторы. Современный и не очень дансхолл и выкрики в микрофон на ямайский манер (но с ярко-выраженным русским акцентом). Пока наша публика к винилу привыкает слабо, поэтому танцев особо не наблюдается. Первый коллектив на сцене – «Чаепитие в Кингстоне». Знакомые лица. Ритм-секция, клавиши. Вполне сносно звучит вступление. Музыканты неплохо владеют инструментами. Ничего не предвещает беды. Пока на сцены не выходит он… Вокалист группы. Полностью оранжевый. Догадки разрываются: откуда же он забрел сюда – со стройки или с транс-вечеринки. Все становится ясным после произнесения (пением это назвать нельзя) нескольких строк песен. «Дубас, раскуриться, оттянуться…» И далее в таком же духе. В принципе, более ничем группа и не запоминается.

 

       Более интересным выступлением выделяется коллектив с незамысловатым названием JahGun. Неплохо сыгранный состав с духовыми и двумя девочками на бэк-вокале. Правда, сам бэк-вокал так и не удалось послушать. То ли микрофоны их были выведены на минимум громкости, то ли партии расписаны не очень удачно. В основном они просто повторяли за вокалистом. А если учесть, что он в основном не поет, а читает рэп, если хотите раггамаффин, то роль девушек в коллективе вообще не ясна. В любом случае, звучит группа достаточно неплохо. Еще чуть-чуть старания и можно говорить о появлении действительно хорошей группы на нашей реггей-сцене. Они-то, кстати, и попытались напомнить публике, День чьего Рождения мы сегодня отмечаем. Спели «No Woman No Cry». Сразу за ДжаГаном на сцену вышли два человека, ранее бывшие известными в основном поклонникам хип-хопа. Это Карандаш и Панда, они же DaBudz. Уже далеко не мальцы, парни знают как работать с публикой. Известные хиты в новой реггей-обработке (которую обеспечили музыканты тех же JahGun), новый материал. Карандаш, непременно рычащий в микрофон и задирающий ноги, пытаясь подражать современным рутсанкалча героям. Забавные танцы кругленького Панды и хип-хопчик от него же. Публика довольна.

 

     Дальше происходит нечто, что по идее любителя «хорошего» реггей должно выбивать из колеи. Рома ВПР на сцене переносит нас куда-то во времена Вудстока. Но не главной сцены, а местечковых клубов. Хиппи всегда любили реггей и перспективу легализации и т.д. Но чтобы хиппи-реггей группа! Трое музыкантов. Некое подобие вокала. Некое подобие реггей-музыки. Некий человек в некоей мантии, танцующий (при этом танец равноценен конвульсиям или наркотическому экстазу) в углу сцены. Вот такой реггей, господа-товарищи. И ничего тут не поделаешь. Имя Ромы ВПР прочно засело в афишах реггей-фестивалей Москвы. Окончательно добивает он публику, исполняя «Three Little Birds» виновника торжества. Завершением около-реггей вакханалии стало выступление почти культовых «Карибасов». Трудно достаточно подробно описать сие действо. Насквозь электронный саунд. Мерзкий грохот баса (опять же электронного). Невнятный вокал. Единственное, чего хотелось, так это скорейшего завершения этого транс-блока с претензиями на лавры реггей-звёзд. 

 

     После того, как со сцены были убраны все компьютеры и драм-машины пришло время тишины со сцены. Почти час заняла подготовка к следующему выступлению. И, надо сказать, ожидание было оправдано. Первая же фраза чернокожих музыкантов, произнесенная в микрофон: «We are the Upsetter’s band», произвела больше шуму в зале, чем выступления всех предыдущих коллективов. Разница между звучанием ямайцев и «разогревом» – как расстояние между Ядром Земли и космосом. И дело даже не в самом звуке, который был отстроен великолепно. Дело в том, что люди действительно делают музыку, а не хвастают, сколько коробков у них сейчас в кармане. Очередной хороший урок нашим музыкантам. 

 

     Немного интро – и на сцену неспешных шагом выбредает сам дедушка «Скрэтч». Известный фрик от реггей, он обвешан цепями, браслетами, кольцами. На пиджаке и рубашке – несметное количество нашивок с изображениями национальных цветов странно яфро-карибского разлива. Кепка и микрофон представляют из себя сочетания всего со всем, т.е. на них налеплено столько всего, что непонятно, как это вообще можно носить на голове и подносить к губам. К слову, под козырьком этой самой кепки красуется доллар, чтобы увидеть который дедуле всего лишь надо поднять глаза. На плече сумка, вся в изображениях Хайле Селассие I и Льва Иудейского. Перри не поет. Не секрет, что даже во время своих первых записей (во время эры ска) он особыми вокальными данными не отличался. Сейчас его голос больше похож на помехи радиоприемника или на шуршание бумаги. Перформанс Ли Перри на сцене сейчас походит на работу ямайских ди-джеев. То есть, группа играет риддим, а ди-джей (точнее, дедушка Ли) говорит в микрофон все, что его душе угодно. Или напевает. Среди этих напевов четко можно узнать такие мега-хиты как «Bucky Skank» или «I Am A Madman». Во время выступления «Скрэтч» творит все, что ему вздумается – то просит всех поднять над головой зажигалки, то пляшет с высоким подъемом ног. Получив из зала флаг эфиопских цветов, Перри, сначала покрутив его над головой, вешает его на микрофонную стойку. Затем не раз, проходя мимо, нагло сморкается в “святыню”. Девочка из зала кидает на сцену браслетик. От этого Перри настолько растроган, что дарит ей взамен некий ключик. Причём отдаёт именно ей, хотя руки тянули все. Трогательный момент. И реггей-гиганты могут быть сентиментальны.

 

     Выступления Ли Перри подходит к концу. Еще две песни на бис – и все. «Час» праздника реггей закончился. Хотя нет… После Перри был еще даб-коллектив «The I-Alert Band», которая в данный момент является для ценителей «хорошего» реггей «лучом света в темном царстве». Но, думаю, они заслуживают отдельного текста. Да, и закончил дедушка свое выступление явно не в пролетарское время. Так что многие сбежали еще до того, как он начал прощаться. Кто-то спешит домой (ведь завтра на работу/учебу). Кто-то просто устал от вакханалии, которую до сих пор обзывают словом «реггей». Хорошо хоть дедушка подарил пусть небольшую, но вескую порцию звука, от которого терял голову ни один миллион слушателей как в XX, так и в XXI веке. И, надо сказать, продолжают терять. Обидно, что поддержать его пока в России некому (почти некому). Что поделать, но фестиваль продлится до утра. Вдруг кто-то сможет…

 

Сергей aka Reggie