«Пустые Холмы»: у дареного фестиваля отменные зубы

Поскольку из PR-соображений «Пустые Холмы» сравнивают с легендарными фестивалями «Monteray Pop Festival» и «Woodstock», на этих самых «Холмах» в голову все время так и лезут аналогии. Иногда натянутые, как сейчас, когда над лагерем висит дождящая туча, а я сижу в палатке и, вспоминая, пишу (ручкой по бумаге, да). Так вот, помнится, что на Вудстоке дождь шел во все время фестиваля, иногда пуская солнечные лучи к телам пяти сотен тысяч людей. От дождя 1969 года розлива было грязно и по-детски весело. Американские хиппи с несдерживаемым задором топтали грязь босыми ногами. В нынешнем году, в веке XXI, разношерстный русский люд, обосновавшийся на речке Тарусе в Калужской области, был менее (аж на пару нулей) многочислен и более (уж не знаю, на сколько) сдержан.

       Пространство и время
 
     Привольно-организованные «ПХ»: изогнутость реки и лес, притворяющиеся рамкой лагеря; три сцены со всем, что нужно для музыки, мостики и фонарики, сколоченные из досок туалеты, импровизированные бары-чайные и столовские «раздаточные» с обедом за полтинник. Со второй половины пятницы 9 июня холмы – поля – начали заполняться разноцветными палатками. В субботу, пока в Москве гремел душный «MAXIDROM», здесь уже вовсю купались, невзирая на леденящую воду и илистое дно; заезжали семьи с детьми и собаками; едва намеченные тропки в поле превращались в пешеходные магистрали.
 
     Три сцены с музыкой. Действительно немного нечестно, потому что выбрать ужасно сложно, а за всем не уследишь, тем более что четкость официальной программы в первый же день полетела в тартарары. Каждый там изобретал свой метод – в зависимости от цели поездки на фест. На первой и второй сценах выступали заранее известные артисты, не всем, впрочем, известные. На третьей – зарегистрировавшиеся 10 июня команды, которые не вошли в основную программу. В субботу возле этой «альтернативной» сцены был замечен Вадим Пономарев aka Guruken с блокнотиком. Возможно, он так и сидел там, отслеживая молодые таланты, но я – честное слово – не следила за ним. Я сняла с себя маску журналиста и избавилась от критического амплуа.
 
     Пипл
 
     Я поселилась с друзьями-приятелями: географы, fire-show’щики, дитя города Аня и любитель активного отдыха Денис aka Dr.Faust (большое спасибо которому за довоз!). Вообще народ здесь разный. Кто-то едет просто «в поход», гулять, кто-то – слушать конкретную музыку, кто-то – искать новую для себя. Да, цели присутствуют нераздельно, но все-таки в разных пропорциях.
 
     …Одни наши соседи всю первую половину дня воскресенья пели под гитару «ГрОб», «Чайфа» и иже. А еще рядом жил гармонист-баянист, абсолютно неуемный, который постоянно играл популярные и не очень мелодии. «My heart will go on» на баяне. Вот оно, главное, - свобода. Свобода исследовать тип местности и ландшафта, плести венки, спать где хочется, идти куда хочется, петь, загорать, купаться. Самый кайф – воспользоваться этой свободой.
 
     Я  слушала  музыку  в  вольном  режиме.  Я одела длинную юбку, удивительный дядечка Ян вплел мне разноцветную «расточку» в волосы, а у одного приветливого молодого человека я прикупила голубую маечку в красные «вареные» разводы, на которой девушки из компании artmaika нарисовали черные буковки – Janis Joplin. «Может, это тоже уже… Подростково как-то, а?» - думала я, когда с поля мне навстречу вышла девушка с дредами и светлым лицом и, продолжая улыбаться, сказала: «Вам очень идет эта майка». Чтение мыслей – прорывы в ощущении окружающих? Весьма и весьма.
 
     «Звуки, звуки, звуки в моей голове…»
 
     Некоммерческое,  неформатное,  яркое  и  любимое  этой  разношерстной публикой, а уж если широко известное – то в узких кругах. Такова музконцепция. Блюз, рок-н-ролл, акустический рок, реггей и, конечно, фолк – куда без него на фестивале под открытым небом. Здесь, к счастью, нет опопсенного и ублатненного «рока» «Нашего радио». Представленные здесь группы отражают пути развития музыки, стоящей выше нового диктата, новой уравниловки – формата. Ведет ли это развитие к прорыву или в тупик – кто знает.
 
     Здесь уже пора пришла признаться честно, что очень большое количество групп я как не знала, так и не узнала. Не ходила слушать блюз Владимира Кожекина («Станция МИР»), да и прочий блюз тоже. Слышала только блюз и рок-н-ролл в исполнении группы «Jumping cats», который звучал несамобытно, но зажигательно – говорят, в этом и есть суть рок-н-ролла, который сейчас пусть и жив, но давно законсервирован… Не знаю. Реггей («Simba Vibration», «Subway Сейшн») в ночь с субботы на воскресенье тоже достаточно было слушать из лагеря, глядя на fire-show, устроенное Мишей Забелиным и Женечкой Климовой (театр огня «Феникс») прямо там, для себя.
 
     Основа  музыки  большинства  команд  (если  это  не  электроника)  –  фолковый  набор  инструментов. Исполнители гитарной музыки, вроде бы идущие к року, приходят только лишь к акустическому року, к «новой интеллектуальной песне». Такое расплывчатое определение жанра и музыканты, по сути не умеющие играть и не знающие культуры аранжировки – за ненадобностью. Внутренний продукт, музыкальная литература, следующий пути русского рока, соединившего европейский рок с бардовской песней. Юлия Теуникова, Дмитрий Твердый и группа «Тут как туТ», Умка, группа «Арбатская» на альтернативной сцене.
 
     Приятель  Саша  Градобоев,  сидя  у  костра,  даже  сетовал на то, что «качество не то», «настоящего рока нет», что «никто не знает Pink Floyd». Музыка потяжелее была – в варианте «а-ля Ария». И если я от такого объекта подражания в ужасе хватаюсь за голову, то пара подростков, я слышала, говорили между собой: «Пойдем туда, там почти «Ария»! – «Круто!» Поэтому так необычайно порадовал электрический инструментал в исполнении «EXIT project».
 
       Особой строкой
 
     Здесь  речь,  естественно,  об  этно-направлении,  которое  на фесте было представлено несколькими пластами. Слоеным пирожком, так сказать. Первый слой – более простая в исполнении и легкая в восприятии музыка, которую можно наименовать просто фолком. «Тол Мириам», презентовавшие в мае альбом «Песни черни», – кельтика с уклоном в театрализованное средневековье. Их товарищи по мероприятиям, проводимым объединениями «Вереск» и «Археология», – группа «Полынья» с абсолютно очаровательными вокалистками, как нельзя лучше исполняющие эту помесь фолковых мотивов и тем с вечно юным духом доброй советской эстрады, которая велит девушкам любить простых романтиков и взлетать выше елей, не ведая преград. Жаль, что в этот раз услышать их не удалось, – от них веет радостью и открытостью. Еще одни веселые ребята, на сей раз с еврейскими мотивами, – «Наеховичи», выступившие недавно на фестивале «Музыка мира» вместе с группой «ДетиPicasso», которая порой занимается этническими экспериментами и которой, к большому сожалению, не было на «Холмах». Африканскую музыку представляла «Кимбата» - московский ансамбль с вокалистом из Конго, турецко-арабско-сербско-балканскую – тоже московская «Лакоча», вместе с которой выступила вокалистка Хелена из Македонии. Была и Мила Кикина, которая с проектом «Калитку прикрой» исполняет русские фольклорные песни в кантри и джазовых аранжировках – как говорит Умка, переодевает народные песни из сарафана в джинсы.
 
     Коржик совсем другого теста представляли из себя группы, в музыке которых сочетается электронное звучание и вокал – как правило, женский, этнический по интонациям, но не всегда по конкретному исполняемому материалу, нередко атональный. Пожалуй, именно это чаще всего называют «этно». Во-первых, это «Ва-Та-Га» из Петрозаводска, участники Goldenmask.club-2006, наполняющие очень плотный эмбиент звучанием массы живых инструментов и двух голосов – проникновенного мужского и беззащитного женского (жаль, на этот раз их выступление состоялось уже после моего отъезда).
 
      Во-вторых, «Ethnica Music Project», делающие, если позволено будет так выразиться, песни в стиле dub – именно так звучат щедро обработанные электроникой русские народные, спетые Еленой Беляевой aka NetLenka где эстрадным, а где слегка мультяшным голосом. Вокалистка проекта – музыкант европейского уровня: в прошлом году на фестивале Art depot в Польше ей удалось поимпровизировать с известным кларнетистом Ежи Маззоллом, пианистом Петром Раконом, гитаристом и саксофонистом Джоном Доби и японским барабанщиком Шодзи Хано. 25 мая этого года Елена пригласила музыкантов в московский ЦДХ, где решилась провести Art depot. Действие, названное в пресс-релизе мероприятия креативными импровизаторскими безумствами, по-другому описать невозможно. Для адекватного восприятия импровизаций необходимо было раствориться в волнах вольного звукоизвлечения и отдать свою свободу в руки музыкантов на все время действа. В Москве людей, «словивших волну», оказалось мало, и на две трети заполненный зал заметно опустел к концу фестиваля. Но все-таки в сравнении с фри-джазовыми импровизациями музыка «Ethnica Music Project» доступнее, а потому храню надежду, что их выступление, не застигнутое мной, не прошло незамеченным или непонятым обитателями «Холмов».
 
     Наконец, «Green Point» - удивительная по прозрачности как разностилистической электронной основы, на которую накладываются живые звуки деревни, птиц, ветра, так и голоса вокалистки Мириам, абсолютно невесомого, хрустального и дразняще-легкого. Да и сама она дрязнящая: жесты, дерзкое заигрывание со зрителями, легкая смена причесок, шарфиков и солнечных очков прямо на сцене. Ее вокал часто ограничивается врезывающимися в электронную ткань короткими острыми нотками, но каждая из них – самоценна, красива.
 
     А еще в пирожке были две тонкие прослойки – женский коллектив из Ижевска «Птицы Тылобурдо» и «Джамбiбум» с четырьмя вокалистками (Минск). Первый хоральностью и четко расписанной партитурой напомнил филиппинский хор «Мэдз». Это хор, поющий вольно, по-птичьи, уходящий в просторы характерных для средневековья звукоподражаний, народных мелодий, джаза, поп-музыки. Кроме голосов, звучит перкуссия и разные трещотки-колокольчики, на которых играют пятеро певиц. Эти удивительные женщины, одетые в стиле «этно», перед финальной песней предупредили, что женский хор не может не спеть о любви. Но из сладкоголосого вступления в итоге выросла «No women no cry», с импровизацией не только на уровне мелодии и свежей аранжировки, но и манеры подачи материала – то регговой, то джазовой, то попсовой – меняющейся внутри одной композиции.
 
     Не  меньшие  овации,  чем  «Птицы»,  вызвала  белорусская команда «Джамбiбум», с первых аккордов напомнившая об обладателях BBC World Music Awards-2004 «Warsaw Village Band», приезжавших в Москву на «Золотую маску». Очень высоко качество аранжировки, продуманно звучание каждого инструмента, несмотря на то, что их много: гитары акустическая и электрическая, несколько перкуссий разных видов и размеров, различные шумовые эффекты – «палка дождя», маленькие металлические тарелочки. Четыре вокалистки, поющие самыми что ни на есть настоящими фольклорными голосами переосмысленные белорусские народные песни, сами тоже играют на инструментах, хотя в группе еще трое музыкантов. И вот так, казалось бы занимаясь фолком, группа производит прорыв к рок-музыке – и финальной композицией их выступления звучат слова народной песни на мотив песни « Radiohead».
 
     …И заходит солнце
 
      С одной стороны, хорошо побыть на фестивале от начала до конца. С другой стороны, здорово уезжать в состоянии недозаполненности, в состоянии наивысшей радости – под звуки одного из лучших наших саксофонистов Сергея Летова, который также выступал на фестивале. Впрочем, когда приезжать и уезжать – не столь уж важно, главное – на «Пустых Холмах» побывать стоит. Спасибо всем самоотверженным организатором феста, и в особенности Харлею, за то, что они этот праздник людям не продают, а дарят.

 

Ирина Шувалова