ПодМассковные вечера

Вот в математике есть такое понятие «множество». То бишь, проще говоря,  нечто, состоящее из нескольких элементов, не сильно отличающихся составляющих. В отечественной музыке существует множество «женский поп-рок». Этот ряд ещё можно озаглавить «все, кто появился уже после Z…». Самые очевидные: Чичерина, Марина Чиркунова из Total, Юта, Мара, Ая из «Города 312», и прочие-прочие-прочие… С некоторой натяжкой сюда же можно отнести и Ёлку, и даже Юлю Савичеву. Лера Массква в этом списке не то чтобы выделяется, но она, пожалуй, первая артистка, которая не является ровесницей всех вышеперечисленных (кроме Савичевой), а сама буквально выросла на песнях той же Земфиры. То есть начинает собой новую волну «рокопопсовых» исполнительниц.

 
Насчёт «выросла на песнях»: это даже нигде и не отрицается. Вся первая пластинка Массквы с этим «Парижем» вместо «Лондона», с той же песней о любимом городе – это, по сути, произведения талантливой 14-летней девочки из Нового Уренгоя, написанные под влиянием, под впечатлением от пластинок «Земфира», «До Свидания» и «ПММЛ». Лера с таким багажом стала лучшей дебютанткой 2005го, при этом понятно, в пользу кого было сравнение с артисткой Рамазановой. Дебютный альбом у Массквы  получился очень гладким, ровным и по-настоящему девичьим. С одной стороны, это всяко лучше, чем оголтелые и не в меру агрессивные песни Мары. Но на сносных поп-хитах вроде «Необратимо» далеко не уедешь, посему было интересно, что же нам предложат как раз на втором альбоме. Будет ли это наигранный «настоящий рок» или же откровенно коммерческие «шлягеры», призванные затмить конкурентку Савичеву…

 
Вышло ни то, ни другое. На выступлении в «Apelsin» публика услышала множество новых песен, абсолютно сливающихся с материалом  первого альбома. Возможно, в студийной версии будет повеселее – над звуком «поколдует», к примеру, Олег Чубыкин, чтобы Массква смотрелась «своей» в ротациях на радио Maximum. Но пока же лично у меня вызывает опасение, не окажется ли новый «массковский» релиз абсолютной калькой с дебютной пластинки. Сингл «Лови» слушается не иначе как «7 этаж, версия 2.0». Но самая-самая проблема: на «Масскве», вышедшем в 2005м, была пара по-настоящему сильных и глубоких треков, как, например, «Зверь». Там не было какого-то особого надрыва или музыкальных откровений, но запоминались  хотя бы сами стихи. Да-да, эти тексты можно было с гордостью назвать стихами. Плюс тот же «Париж», несмотря на возникающие ассоциации с незабвенным «мне приснилось небо Лондона», является очень искренним, очень личным, обезоруживающе трогательным произведением. Сделали бы продюсеры ставку на этот трек, на «Зверя», на бессмысленную, но очень живую «Я так хочу» – и Леру бы воспринимали совсем по-другому, не путали бы с той же Савичевой. А так вышла такая русская Келли Кларксон (если кто не в курсе, это такая американская «фабрикантка», заполонившая нынче FM-пространство шлягером «Because Of You»), ну или очередная Аврил Лавин, только с кудряшками и поправкой на русский поп-рок.

 
Что касается именно недавнего live-выступления, то там было как-то… спокойно. Кучки визжащих старшеклассниц никак не выдать за толпы фанатов. Light-версия «Ночных снайперов», если хотите. Из удачных моментов –  финальный кавер «Медведицы». Вот, вот чего ждали случайно зашедшие сюда посетители боулинга! Вот на какой песне было подобие искреннего и непричёсанного драйва – спасибо музыкантам. Ещё кое-что из, видимо, фирменных «массковских» фишек – это постоянно мигрирующие со сцены в зал заячьи уши (к чему бы это, интересно?), которые успели примерить, помимо Леры, и зрители, и гитаристы.

 
Кстати, ещё о музыкантах. Концерт начинали «разогревающие» в лице коллектива Nemo Александра Бадашкова. Про то, что он экс-гитарист Земфиры, настойчиво напоминали во всех пресс-релизах. Мол, смотрите-ка, кто у нас есть «на затравку»… А вот в составе группы самой Массквы особо выделялся горячий парень Тимур. Человек, что называется, «жёг». Своей личностью и задатками шоумена он даже и солистку где-то начисто затмевал. На реплику «фронтвумен» «…он у нас человек новый, поэтому не знает ни песен, ни слов…» Тимур добавил «ни нот!», сорвав при этом бурные аплодисменты. Стало быть, за остроумие (и шоу в стиле «а вот сейчас я брошу в зал свою гитару») отвечает в группе теперь он…

 
В целом, сейчас у Массквы есть ещё шанс как-то потрудиться над звуком, выкинуть к чёрту уши кролика, написать новые и сильные песни. Она повзрослела, она, несомненно, талантлива и вызывает симпатию хотя бы тем, как и каком возрасте ей удалось пробиться на сцену. У Леры есть обаяние, и все эти «кудряшки» можно использовать на благо продвижения проекта. Или снова записать хотя бы одну сильную песню, как «Зверь», сотворив русскую «Don’t Speak». Ранняя Гвен Стефани  – вот какой имидж ей нужен. А иначе – полное растворение в множествах и подмножествах исполнительниц. Женский поп-рок – штука интересная. Только вот без индивидуальности здесь надолго не задержишься – в спину уже дышат другие девочки с гитарами…

 

Автор: Максим Корольков