Почти забытые легенды 2-Tone Ska в Москве

2-Tone Era в ска-музыке исчерпала себя еще в 80-х. Но она оставила огромнейший отпечаток в мире ска, который никак не может оставить в покое поклонников ямайской музыки. Поэтому ажиотаж вокруг ведущих коллективов того времени (а их не так уж много) до сих пор невероятно велик. Пусть даже большинство этих коллективов давно уже не делали ничего нового. Старые, знакомые песни, все те же крики со сцены и все те же танцы. Такие группы как Selecter, Madness иSpecials издают альбомы с перепевками шедевров стиля. Bad Manners пишут новые альбомы. Бывшие участники групп становятся членами новых, перспективных банд.

      2-Tone Era в ска-музыке исчерпала себя еще в 80-х. Но она оставила огромнейший отпечаток в мире ска, который никак не может оставить в покое поклонников ямайской музыки. Поэтому ажиотаж вокруг ведущих коллективов того времени (а их не так уж много) до сих пор невероятно велик. Пусть даже большинство этих коллективов давно уже не делали ничего нового. Старые, знакомые песни, всё те же крики со сцены и все те же танцы. Такие группы как Selecter, Madness иSpecials издают альбомы с перепевками шедевров стиля. Bad Manners пишут новые альбомы. Бывшие участники групп становятся членами новых, перспективных банд. В этом ряду группа The Beat стоит особняком. После своего распада в 1981 году, участники коллектива посверкали в некоторых соло-проектах, да и пропали со сцены. Ни концертов, ни альбомов, ничего. Таким образом единственная легенда 2-Tone Ska, которая ска-то практически и не исполняла, пропала в некое забытье. Очнулся от «спячки» коллектив только к 2003 году, ознаменовав сие событие некоторым количеством живых выступлений и сменой состава. Но сама эта смена вышла группе боком. Да, таким боком, что в настоящее время по миру гастролируют аж два The Beat. Два фронтмена. Rankin’ Roger и Dave Wakeling. Трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны – больше музыки. Две группы The Beat могут одновременно выступать в противоположных точках, допустим, Европы. С другой – разрыв тандема вокалистов безусловно скажется на восприятии живого шоу. Так или иначе, уже в октябре по Москве стали появляться свеженькие розовые афиши с заветной надписью: «Легенда 2-Tone Ska в Москве! The Beat». А анонсы гласили, что в Москве отыграет The Beat, который возглавит темнокожий фронтмен группы – Rankin’ Roger. А заодно с ним на сцене появятся ещё двое участников оригинального состава – барабанщик Everett Morton и клавишник Dave Blockhead. Помогать им будут басист Andy Pearson, гитарист Neil Deathridge, саксофонист Chiko, а также «наследник славы The Beat» – сын Роджера – Rankin’ Junior.

 

     Итак.  Ближе к самому делу. Мероприятие, проходящее в клубе «Билингва», открывает сет dj Механика, также известного под именем Сергей Миланин – клавишник, вокалист, перкуссионист и автор музыки одних из «отцов» российской ска-музыки – Cabernet Deneuve. Но сегодня CD играть не будет. А лишь только один из главных ее участников заполняет пространство клуба поскрипыванием пластинок с лучшими записями ска, рокстэди и реггей. Давки в клубе концерт не создал. При достаточно плотном расположении людей на танцполе, ходить по залу можно вполне беспрепятственно. Надо отметить, что в зале замечена не только молодежь, но и вполне возрастные поклонники музыки. Они, кстати, громче всех вскоре будут подпевать хитам бирмингемцев.

 

     Тем временем на сцене появляется группа Skaльпель. В 2006 году этот коллектив был, наверное, самой заметной фигурой на ска-сцене в РФ. Новый альбом, множество концертов и новых поклонников, выступления на разогреве почти всех приглашенных звезд. И группа это заслужила. За 4 года с момента выхода их первого альбома «Ska на меди водосточных труб» группа невероятно поднялась, как в качестве игры, так и в интересности материала. Сейчас ни одно крупное ска-мероприятие не обходится без участия Skaльпелей. И группа кровью и потом доказывает, что всё это не случайно. Поэтому и не возникает вопросов, кем можно было бы заменить коллектив. В общем, по традиции, сет Skaльпелей неплохо разогрел публику перед выступлением легенд. Вдаваться в подробности разогрева, думаю, смысла не имеет.

 

     Еще  немного  подождать.  Наконец-то.  На  сцену  поднимаются  герои  вечера.  Роджер в бежевом комбинезоне с дрэдлоками наперевес. Роджер младший в традиционной для многих 2-Tone коллективов шляпе. Полностью лысый Дэйв напоминает престарелого скинхеда, а гитарист Нил – такого же престарелого, но панк-рокера (оттого, не все сразу же узнали в нем героя-гитариста). Пара слов приветствия и сразу в бой. Бирмингемцы начинают атаку с «большого выстрела». И дальше расстреливают зал своими лучшими хитами. За свое недолгое существование группа успела выпустить всего 3 альбома, поэтому каждый следующий трек – очередной хит. В силу своего знания английского и текстов песен публика пытается подпевать. Лучше всего получается что-то вроде «Bom-Bom» в песне «Doors Of Your Heart». Но это проблемой не является. Все решают движения ног. В своё время The Beat создали уникальный стиль, представляющий собой смесь энергетики ска и раскачиваний реггей, приправленный поп-рок мелодикой и я незабываемым раб-а-дабом в исполнении Роджера. Под такие ритмы стоять столбом категорически не получается. Если не танец, то покачивания головы и плеч, это уж точно. Стоит к этому добавить энергетику, которая льется со сцены. Чета Ранкиных как два баскетбольных мячика скачут по сцене, проходя под невидимыми ногами (опять же невидимого) Майкла Джордана. Симметрично перескакивают от одного микрофона к другому. Господствуют над микрофонами. Тембр голоса Роджера старшего очень схож с голосом Дэйва Уэйклинга, поэтому в некоторых песням подмена сильно не заметна. А Роджер младший прекрасно помогает папаше в создании атмосферы прыганья и всеобщего блаженства. Несколько раз он показывает свое мастерство в чтении куплетов с ямайским акцентом, в чем сын недалеко ушел от главы семейства. Нил Дэтридж в своем неповторимом стиле выдаёт гитарные рифы. А саксофонист Чико очень неплохо заменил уже не молодого Саксу (экс-саксофон The Beat). Как потом заслуженно признавали после концерта – одинокий саксофон сполна заменял целую духовую секцию. Полуимпровизационный стиль игры на саксофоне – незаменимый элемент музыки The Beat.

 

     Перечислять  сетлист  легенд  из  Бирмингема  смысла  нет. Это может затянуться надолго. Тем более, каждая песня, как минимум узнаваема, как максимум – хит. Сыграли и несколько новых композиций. Например, «Muscle Of Ska», которая на ска, может быть, совсем и не похожа, но еще 3-4 минуты танцев с помощью нее было организовано с легкостью. А все к чему? А к тому, что Роджеры клялись и божились со сцены – обещали в ближайшем времени выплеснуть на прилавки магазинов новый альбом (!) уже обновленного Бита. Загорелись глаза? Или уши? И тут же приятно признать, что содержать он будет свеженаписанный материал, а не кавер-версии старого, как это было у Specials и Madness. Но это о будущем. Возвращаясь к концерту. После того, как были сыграны почти все хиты, у Ранкина появляется вопрос к публике: «Мы уже даже не знаем, что сыграть. Что бы вы хотели услышать?». Ответ последовал незамедлительно. С левого края зала начинают доносится радостные крики: «Twist and crawl! Twist and crawl!». Это не призыв, а всего лишь название песни Битов с их дебютного альбома «I Just Can’t Stop It», которую группа не ленится исполнить по просьбе своих поклонников. Настоящим же украшением вечера становится исполнение главной бомбы The Beat – «Mirror In The Bathroom». Известнейший хит бирмингемцев, без которого невозможно представить не только самих The Beat, но и любой мало-мальски приличный сборник хитов 2-Tone. Вроде бы мало чем примечательная песня в живом исполнении дает эффект ядерного взрыва. Атакующий саксофон, дабовые эффекты на микрофоны Ранкиных и зал уже хором, как на лучших матчах Английской футбольной премьер-лиги, вторит тексту песни «Mirror in the bathroom! You’re my mirror in the bathroom!». Великолепно. Логичное завершение концерта – песня «Jackpot» – кавер на песню легендарных The Pioneers. «Goodbye everybody!» – в один голос заявляют отец и сын. Музыканты по одному уходят со сцены, а публика – из клуба. С ди-джейского пульта доносятся звуки все того же «Jackpot». После концерта музыканты ещё долго будут находится в клубе, общаться с поклонниками, употреблять «чисто русские напитки» (куда без этого, иностранцы ж). А многим из посетивших этот концерт захочется снова и снова погрузиться в эти прекрасные ритмы, завораживающие мелодии. Они будут бесконечно переслушивать альбомы The Beat и ждать повторения сегодняшнего вечера, о чём музыканты, как настоящие профессионалы, естественно, пообещали. Главное поверить, что эти слова были искренними…

 

 

Сергей aka Reggie