Neviile Staple's Specials. Легенда ска-музыки на не-ска фестивале.

Ска-культура в Москве до сих пор находится в состоянии новорожденного, который пытается покинуть чрево матери ножками вперёд. Причины можно искать долго и нудно. То ли музыканты плохие. То ли музыка мёртвая для распространения. То ли публика не та. Зато примеров выглядывающих то и дело между ног матери пяток миллион. Ну, вот, хотя бы – один из них. Фестиваль… Хотя, нет, будем уж точными. Международный фестиваль музыки ска в Москве “аSKAрбин 2006”. Событие общероссийского масштаба. Казалось бы… И клуб “ИКРА”, казалось бы, должен ломиться от посетителей. Однако ж нет. Даже на территории столь любимого рудбоями бара можно пройти вполне спокойно, не боясь утерять напиток или быть облитым. Этому, в принципе, есть два объяснения. Во-первых, цена билета. Хотя, наблюдая за посещаемостью прошлых вояжей мировых ска-звёзд, можно этот вариант откинуть сразу. Второе – концерт в честь Дня Рождения небезызвестной московской группыMale Factors (который, по секрету говоря, народу собрал в чуть ли не в два раза больше). И не знаешь чему радоваться – то ли ярой поддержке отечественного производителя, то ли отсутствию аншлага на мировых легендах. Хотя это только начало повествования…

 

По традиции, публику разогревал только что вышедший из больницы dj Ерёмушкин. Пока единственный “постоянный” ска-диджей Москвы, пусть и на костылях, но уже обладающий своими “хитами”. На этот раз скрытый от публики. Только зоркий глаз мог заметить его пританцовывающий торс на втором этаже, над сценой. Незадолго до начала концерта, многие не могли и думать о его появлении здесь. Но вот он, пришёл “на своих четверых” так сказать. Но тут ска заканчивается, и начинается “аSKAрбин”.

 

Первый коллектив, использующий живые инструменты на фестивале. “Естественный Загар” – группа с Урала. Первое впечатление – фанаты 5nizz’ы атакуют. Разудалые молодчики в количестве шести штук. Раста-шапки, растама-напульсники, раста-то, раста-сё. Первые аккорды. Второе впечатление – разве группа“Саранча” не развалилась? Говоря по существу – музыка коллектива представляет собой окраинно-деревенский (его почему-то ещё принято называть “русским”) вариант реггей. Плюс немного рока, панка и прочего. Группа смотрелась бы оригинально, начав она свою творческую деятельность лет эдак 10 назад. Но сейчас это больше похоже на неудачную претензию на оригинальность. Нет, безусловно, группа кому-то и понравилась. Но вспомнят ли они её потом? Неудачное “приобретение”“аSKAрбина”.

 

Далее следует ещё менее ска-коллектив. Но тут уже спорить с организаторами не приходится. Группа “Ландыши” – наверное, самая любимая не-ска группа среди поклонников ска (без каламбура тут никак). В 2005 году группа полностью избавилась даже от малейшего намёка на эти три буквы в своём творчестве. Сейчас“Ландыши” играют то, с чего они начинали 8 лет назад – естественно, бешеную смесь стилей, основанную на панк-роке. И неизменный атрибут, так сказать, “лицо” группы – вокалист Афоня. А точнее, не он, не его лицо, а его безумные стихи. К сожалению, процитировать тут не осмелюсь из-за непечатности большей их части. В любом случае, как бы посредственно группа не относилась к тематике фестиваля, довольных лиц гораздо больше, чем противоположных. Я если учесть любовь большой части ска публики к панк-року, то тем более, сомневаться в их причастности к празднику не приходится.

 

“Cabernet Deneuve” – вот уж без кого главный российский сборный концерт в стиле ска представить невозможно. Ветераны российского ска со всё ещё “новой” вокалисткой Гудковой во всей красе… да в подтяжках. Группа, которая всегда слаженно и чётко отрабатывает свои выступления и на этот раз доказала свой класс. Вот только в новом материале ска-мотивы всё чаще заменяются на задорные поп-распевочки, напоминающие саундтреки к советскому кино. Может оно, конечно, и к лучшему, но психоделизм КД конца 90х – начала 2000х заставляет вспоминать о себе всё чаще и чаще. И даже начинать выступление с “Космических Яиц” стало более привычным, чем заканчивать его “Щастьем”. Но, опять же, все довольны.

 

Вот, таким образом все и дождались самых деликатесов – Neville Staple’s Specials. Под неумолкающий сет Ерёмушкина на сцене начинают появляться люди, похожие на английских музыкантов (немолодые и с инструментами, а как ещё определить). Напряжение в зале нарастает. Заодно с напряжением возрастает и количество публики перед сценой. Дышать становится не так-то и легко. Но, это, как говорится, ещё полбеды. Как только звучат первые аккорды, в зале начинается ни много, ни мало, настоящее цунами. При том, что музыка Specialsвсегда была на грани с панком, всё же они считались танцевальной группой. А тут! Колено-локтевые единоборства под классику мирового ска. И самое страшное, что ни для кого в зале это не было особо удивительным. Слэм на ска – для России обычное дело. Хотя, нет. Всё же удивлённые были. Но они в это время находились… на сцене. Стоило видеть хотя бы глаза самого Невилла, когда тот узрел всю эту круговерть около сцены. Конечно, в своей жизни он повидал многое – и драки скинхедов на концертах, и полная сцена народу. Но чтоб слэм под слабую долю. А если добавить к этому полнейшее неуважение со стороны публики и, мягко говоря, не лучшее состояние здоровья Стэплза – то коэффициент выпученности глаз легенды ска-музыки можно уже оценивать в сантиметрах. Сколько он не кричал со сцены: “Don do it!” – всё впустую. Толпа продолжала летать из одного конца зала в другой, а пятки над головами сверкали не реже, чем Невилл подносил микрофон ко рту. Об агрессивных проявлениях концерта говорить нет смысла, благо, всё было более или менее спокойно, по крайней мере в клубе. 

 

Но мы тут вроде бы музыку обсуждаем. Вот и вернёмся к концерту. Группа, в которой о Specials напоминает только прыжки и голос чернокожего вокалиста, ничего удивительного не сыграла. Точнее, ничего нового. А для многих посетивших это мероприятие услышать, например, “Gangsters” или “A Message To You, Rudy” вживую, в Москве – самое большое удивление в жизни. Со сцены звучат исключительно хиты. И бунтарская “Concrete Jungle”, во время которой окончательно могло сложиться впечатление, что находишься на стадионе, а не на концерте. Однако ж эта песня предполагает хоровые ритмичные хлопки. И “Do The Dog”, слова которой звучали словно пушечный выстрел. И “Little Bitch”, которая в общем-то и положила начало безумия в зале. Кроме оригинальных шедевров легенд и основателей 2-Tone Ska исполнялись и не менее шедевральные композиции классиков стиля – от “Pressure Drop” группы The Maytals до “Enjoy Yourself” Принца Бастера (Prince Buster). Последняя настолько прочно вошла в репертуар Specials, что без хорового исполнения её трудно было бы представить выступление даже настолько обновлённого состава. Не отметить работу музыкантов тоже было бы глупо. Хоть и живой легендой из всего состава считается один человек, но один в поле ведь не Илья Муромец. А ведь в поле вышли люди не из холопова гнезда. “Помощь” пришла от самих от других легенд 2-Tone эры. Гитарист Эндрю Перрис, заменивший на московском концерте и Стэнли Холла, и Роди Радиэйшна, и Линвала Голдинга сразу – он исполнял партии гитар, которые в Specials играли два человека, а ещё и пел. А тромбонист Уоррен Мидлтон, занимавший в группе место, которое в 70-х было приготовлено только для одного человека – великого Рико Родригеза, ещё раз доказал московской публики нецелесообразность использования духовой секции из трёх-пяти человек, ведь всё это может заменить один единственный тромбон. Эти же два красавца в 2003 году на сцене Б2 играли с Дугом Трендлом aka Buster Bloodvessel в составе Bad Manners. Ну, и сам Стэплз, конечно, который вообще совершил геройский поступок, выйдя на сцену, уже после концерта выяснилось, что до у Невилла обострение язвенной болезни и весь день он страдал от приступов. Однако же, на сцене он смотрелся, почти как в свои лучшие годы, разве что на второй этаж не залазил. Мощнейшая энергетика легенды 2-Tone и его музыкантов отдавала в зал ударной волной, и как бы хамски себя не вели некоторые присутствующие, удержаться от танца просто невозможно.

 

Настоящим украшением концерта стали последние 10 минут выступления. “Ghost Town” – после мощного потока ска-музыки – один из крупнейшим реггей-хитовSpecials. Немного дабовых эффектов, невероятные соло, представление музыкантов, раггамаффин от Невилла – и музыканты удаляются за сцену. Часть зала – в гардероб. Оказалось, зря. На протяжении всего концерта из зала время от времени доносились просьбы: “Nite Klub! Сыграйте Nite Klub!”. И на протяжении всего концерта Невилл, хитро улыбаясь, уверял, что “Nite Klub” будет, но чуть позже. И самый стойкие дождались. Последний выход на сцену. Последняя песня. Последний хит. И знаково звучали слова песни вэтот вечер: “Nite Klub, is this the in place to be? Nite Klub, what am I doing here?”. Многие действительно задавали себе такой вопрос, когда видели людей, буквально ходивших по головам, локти и колени вместо танцев, их же ехидные физиономии в ответ на просьбы Невилла. И когда слушали выступления предыдущих исполнителей, а затем смотрели на билеты и думали: “И это что, ска-концерт?”. Конечно, разгребать мусор после окончания концерта – дело неблагодарное. В любом случае, каждый сам для себя решил, хороший ли выдался вечер или нет. Организаторы постарались на славу, сделали всё, что было в их силах. Музыканты показали, всё что умеют. Зрители увидели легенду ска-музыки. Единственное желание, которое до сих пор волнует присутствовавших – чтобы это действо ещё хоть несколько раз повторилось. Сбудется ли – покажет время… 

 

Автор: Сергей aka Reggie