Москва - Санкт-Петербург - Нью-Йорк: ну, где аэропорт?

 

Немного странно, на первый взгляд, начинать концерт композицией под названием «Goodbye». Но это юбилей Андрея Кондакова, а имениннику позволено все. Пятидесятилетие выдающегося пианиста и популяризатора джаза отмечалось серией выступлений в Москве и Петербурге, в том числе и двумя вечерами (12 и 13 ноября) в местном «Бердлэнде» - клубе Игоря Бутмана на Чистых Прудах, при непосредственном участии самого саксофониста. На празднование съехались высококлассные музыканты – настолько классные, что при виде их послужного списка совместных записей и выступлений сердце буквально распирает от счастливого переизбытка эмоций. 

      Самый именитый – это, конечно, контрабасист Эдди Гомез родом из Пуэрто-Рико. Достаточно сказать, что он играл 11 лет в составе трио Билла Эванса. Первые совместные выступления Бутмана и Гомеза в далеком 1993 году в Колонном Зале Дома Союзов в рамках джазового фестиваля Нью-Йорк – Рио – Москва стали началом прекрасной дружбы и вылились в совместные гастроли и записи. С ленинградским тандемом Кондаков-Бутман Эдди Гомеза связывают уже две совместные пластинки: ‘Jazz 4x4’ (1997) и ‘Blues for 4’ (2011), а юбилейные концерты стали презентацией третьей – ‘Fairy Tale in the Rain’. На этих альбомах музыканты «соображали на четверых» вместе с барабанщиком Ленни Уайтом, которого в нынешних гастролях заменил Билли Драммонд, бывший участник трио другого известного пианиста, Стива Куна. Гомез и Драммонд отлично сыгрались, чего только стоила их перекличка по паре тактов на каждого в финальной Darn That Dream. 

    Стандартов, кстати, в программе концерта было очень мало, и все - в исполнении американского певца Джея Ди Уолтера. Когда он спел начальные ноты Stella By Starlight, возникло сразу же несколько ассоциаций - Эл Жарро, Курт Эллинг, Бобби МакФеррин… Параллель между стилем Уолтера и манерой вокалистки Бетти Картер тоже правомерна. Джей Ди впитал в себя сложные инструментальные импровизации и новые электронные эксперименты, поэтому слушать его по меньшей мере любопытно. На мой взгляд, в сравнении, например, с Элом Жарро Джею Ди недостает артистизма, что с лихвой компенсируется сложной техникой исполнения и нестандартным выбором материала. Уолтер настолько вдохновился некоторыми «кроссоверными» сочинениями Кондакова на стыке джаза, популярной и академической музыки, что самостоятельно написал к ним тексты и спел некоторые из них на концерте. 

   Самое сильное впечатление на публику произвело соло вокалиста без помощи звездного состава музыкантов, под «hand-made» аккомпанемент с использованием электронных примочек и приема Live Looping: записанные в реальном времени короткие отрывки в разных регистрах сразу же запускаются в повторе и становятся полноценными самостоятельными партиями, накладываясь друг на друга слой за слоем. Нельзя не отметить «группу поддержки» певца в лице энергичной русскоязычной девушки, которая активно ему подпевала и аплодировала во время каждого его выхода. Но наиболее ярким и запоминающимся номером стал быстрый инструментальный блюз под названием ‘Well, Where Is Airport?’, исполненный в финале первого отделения. Он мог бы стать достойным завершением всего концерта, но Игорь Бутман спешил в аэропорт.

 

 

Лидия Панкратова