Грандиозный поток звуков саксофона Колина Cтетсона

В белом зале открытой киностудии Лендок 4 ноября прошел концерт канадского саксофониста Колина Стетсона (Colin Stetson). Оригинальное место в полной мере соответствовало самобытной музыке исполнителя: медитативные, иногда экспрессивные, но чувственные звуки заполняли собой все пространство.

    Стетсон успел поработать со многими именитыми коллективами в качестве штатного и сессионного музыканта. Он нередко гастролирует с такими группами, как Arcade Fire, Bon Iver и Bell Orchestre, с ним сотрудничают Том Уэйтс, TV on the Radio, Лори Андерсон, Дэвид Бирн, и сам он ведет активную сольную деятельность: на его счету уже три альбома и множество успешных выступлений, одно из которых и прошло в Санкт-Петербурге.

Фото: Robert Nethery, Владимир Сапронов

    Если не смотреть на сцену, сложно представить, что этот грандиозный поток звуков - дело рук одного человека. Но для этого и существуют живые выступления Стетсона, чтобы развеять сомнения и погрузиться во все таинства работы с саксофоном. Стетсон выступал один, без команды, не использовал семплов или дополнительной технической аппаратуры - только два инструмента и правильно расположенные микрофоны. Репетитивная техника исполнителя отсылала слушателей к лучшим традициям минималистов и авангардистов и приводила в спокойное медитативное состояние, прерывая иногда это умиротворение взрывными, колоритными звуковыми вставками. Он заставлял инструмент работать в полную мощь, иногда будто разрывал его на части, и саксофон гудел, кряхтел и взвывал под этим напором.

 

    Стетсон - профессионал в своем деле, но предпочитает не делать упор лишь на импровизации, которую используют саксофонисты фри-джаза или авангарда, что тем не менее нисколько не умаляет его техничности. Музыкант нашел свой собственный язык общения с публикой, своё оригинальное звучание. Он отсылает слушателя к вопросам мироздания, жизни, природы, человека. В его композициях, технике, экспрессии заложен вопрос звучания мира, время от времени с натиском пробивается механистичное и индустриальное звучание, а иногда мы слышим нежный, пульсирующий звук природы, дополненный животными, ревущими мотивами. К этим темам зачастую отсылают и названия его работ: «To See More Light», «High Above a Grey Green Sea». Это не просто игра - это переживание, личное переживание, которое захватывает каждого.

    В его выступлениии все неслучайно – даже выбор площадки. С одной стороны огромные буквы Лендок смотрелись гротескно на сцене, возвышаясь на большой белой стене позади музыканта. С другой - это создало исключительное впечатление: на фоне огромных букв маленький человек прорывал и заполнял собой все помещение, казалось даже, что они в любой момент могут разрушиться под напряжением и давлением звука.

 

 

Анастасия Артюшкова