Белый ангел с рюмкой коньяка

В тот вечер действительно пили: и Света, и музыканты «Оркестра». Неудивительно – скажите вы, они часто глотают коньяк на концертах... Конечно, часто, куда же без него, но в этот раз питие было гораздо более осознанным, чем обычно. Более того, оно было многогранно: одновременно отмечали состоявшийся накануне день рождения Валерия Тхая (гитариста группы) и годовщину гибели Светы Голубевой (автора многих песен).

     Это «не день, а год гибели Светы» - сказала сама Сурганова. Сейчас в ее репертуар входят песни, некогда исполнявшиеся «Ночными снайперами», а так же написанные Лизоветой Костягиной и Светланой Голубевой. По понятным причинам в морозный февральский вечер звучали в основном последние.

 
     Поэтому, видимо, и получилось выступление каким-то непривычным. Чуть менее веселым, чем обычно, чуть более прочувствованным, чем всегда. Нет, конечно, Света не изменяла себе: зажигательно танцевала, музыканты удивляли публику такими шедеврами, что только в ноги кланяться, и все же... и все же был во всем это налет безысходности, хоть и приятной вполне из-за значимости пройденного пути.

 
     Но, обо все по порядку. Начнем с того, что в СДК МАИ нынче запрещено курить. А вы не знали? Знайте. Моя исстрадавшаяся по качественной музыке душа просила полной расслабленности, но ее нежнейшие порывы были жестко обломаны охранниками. Порядок есть порядок, пожарная безопасность, не до грусти нам вашей экзистенциальной, дамочка – было сказано мне. Эх.

 
     На  этот  раз в фирменном «VIP-Punk-Decadence» группы чувствовалось, пожалуй, чуть больше «vip’а» и «декаданса», а вот «панк» на этом концерте сидел смирно, лишь изредка нотой несмелой вылезал, или, смехом радостным заливался, да солягой лихой струился. А в основном: очень лирично и очень по-женски. В перерывах между песнями – длинные монологи, на экране позади музыкантов идеально подобранный к каждой композиции видеоряд, посвященный Светлане Голубевой ли, Питеру ли или просто осени. Каждый кадр в нем казался необходимой деталью в механизме чуда, которое творили на сцене музыканты и вокалистка. 

 

      Кстати  о  вокалистке.  Многие  помнят  эксперименты  с  образом  Сургановой,  породившие  страшные  слухи о неизлечимых болезнях? Так вот: авторитетно заявляю, Светлана нашла-таки свой лучший образ! Стройная («У меня есть личный тренер!» - рассказывает она со сцены), с совершенной точеной фигурой, торчащими во все стороны короткими волосами (вот он, озорной «панк»!) плюс строгое сочетание черного и белого в одежде (а вот и «вип»). Взгляд оторвать невозможно. Не влюбиться – тоже. 

 
      В тот вечер, глядя на экран, я будто побывала в Венеции, на могиле Иосифа Бродского (очень любимого Сургановой), в Петербурге... В тех местах, где физически, к собственному стыду, не была ни разу. Что ж, свежесть ощущения гарантирована!

 
     Но,  как  и  в  жизни,  в  музыке  эмоция  не  бывает  простой  и  чистой: от грусти музыканты плавно переходили к радости  и поздравлениям. Тут-то стало понятно, чем по-настоящему творческие люди отличаются от заведенных поющих голов российской эстрады. Никаких тебе скучных речей о «счастье, здоровье, успехах в личной жизни», а потрясающий музыкальный эксперимент: музыканты сыграли знаменитую «Happy Birthday», но переделали ее так, что понять, что именно они играют, оказалось возможным только к концу композиции. Вы знали, что в этот знакомый до дрожи мотивчик можно вставить саксофонное соло? Такого, кстати, качества, которому позавидовал бы, пожалуй, даже известнейший саксофонист Сергей Летов. Аплодисменты.

 
     Но  на  этом сюрпризы не  заканчивались.  «Знай  наших» - подумал, видимо, Тхай и решил ответить креативом на креатив. Сел за электрический рояль, попросил звукаря «сделать из себя Элтона Джона, только не в плане ориентации», изобразил соответствующее выражение лица и в этом потрясающем своей комичностью (вы видели стокилограммового добродушного Тхая?) взял первые аккорды нежной, пронизывающей мелодии... Так и хотелось представить рядом с ним сладкоголосых блондинов, пока Валерий не объяснил, какую именно композицию он собирается таким вот образом исполнять. Это была супер-тяжеленная стебная песенка альтернативной группы «Jane Air» «Он не придет»! Элтон Джон, поющий русскую альтернативу: такой поворот событий нормальная человеческая психика если и может вынести, то с большим трудом и серьезными для нее, психики, последствиями. В общем, та часть зала, которая слышала первоначальный вариант песни, потеряла способность адекватно реагировать на действительность (потому что действительность, в свою очередь, потеряла адекватность) и, согнувшись в три погибели, постанывала от истерического хохота где-то на уровне пола. Я, если честно, еще пару дней досмеивалась...

 
    Конечно,  Сурганова  –  это  не  только  смех.  Это   прежде  всего  непередаваемая  романтика, выраженная очень разными способами. Музыкой, голосом, поведением... Оформлением, эмоциями. Морозным февральским вечером это было так: справа от сцены висел плакат – огромный плакатище, я бы сказала. Оказалось, сделан он был поклонниками специально для этого концерта, что вызвало бурный восторг Светы и, конечно, мой восторг. Потому что это настоящее произведение искусства: перекрещивающиеся как в кроссворде слова «сказка», «ангел» и «Питер», а в пропущенных между ними клеточках – черно-белые фотографии Сургановой и музыкантов с рукописным автографом на каждой – «White people» - «Белые люди», одной из самых пронзительных, нежных и лиричных песен группы. Действительно, сказка, действительно, ангел. Да. Прекрасный звук в зале, непередаваемая атмосфера волшебства, танец смычка – волшебной палочки... Белый ангел с рюмкой коньяка. За смерть и жизнь. За горечь и радость. «Конечно, пить!» - говорит Света и делает глоток. Поднимем наши бокалы. Дзынь!

 

 

Екатерина «Кофе» Нищева