Балтийский джаз

12 ноября в ММДМ состоялся II международный фестиваль «Балтийский джаз». В Москву съехались музыканты из России, стран Балтии, Швеции и Норвегии. К сожалению, Театральный зал Дома музыки полностью заполнить зрителями не удалось. Это, впрочем, никому не помешало лишний раз убедиться, что флегматичные скандинавы всегда жарят свой джаз так, что трясутся потолки.

 

     Главным гостем «Балтийского джаза» на этот раз стал Ульф Вакениус, виртуозный электро-гитарист и легендарный джазмен, известный каждому уважающему себя меломану. Ульф – один из тех мастеров, которые на концертах занимаются тем, что вьют вокруг голов зрителей настоящие гнезда из впечатлений и умеют заставить людей, сидящих перед ними в темноте, видеть то, что ему заблагорассудится. В композиции«Midnight voyage», как в сжатом файле, обнаружились газеты, разносимые ветром по пустым улицам, гулкие отражения в витринах и уютная тьма такси. «Toronto 2 PM» порадовало светофорами, толкотней на перекрестках, тёплыми солнечными пятнами и холодным канадским воздухом. А «Inthe silence of woods» и вовсе оказалась идеальной двухходовкой: в начале густая и вкусная, как сгущенка, к концу – светящаяся и полупрозрачная, как блик в стакане с водой. Нельзя не отметить и музыкантов, приехавших вместе с Вакениусом: Мортона Лоэнда, Каспара Латсонса и Томми Колтора. Скандинавские мужики в свитерах, с бородами веником и пальцами, похожими на сардельки, кипятили свои партии фортепиано, ударных и баса так, что в первых рядах партера стало жарко. На концерте в Москве Ульф и его музыканты лишний раз доказали: хороший джазмен останется хозяином положения, даже если публики мало, а места – много.


     Вторым примечательным моментом «Балтийского джаза» в этот раз стало подспудное присутствие знаменитого ансамбля The Real Group. Эта шведская джазовая пятерка, поющая а капелла, уже много лет собирает полные залы японцев, канадцев, шведов и русских. Как оказалось, в России у знаменитых скандинавов появился двойник. Группа Cool&Jazzy имеет точно такой же состав, баланс вокала и общий стиль поведения. Правда, с поправкой на некоторую «несыгранность» коллектива. Стоит отметить зажигательный скат Тамары Мадебадзе (альт) и Андрея Бусурина (тенор). Если бы молодежная команда звучала так со сцены КВН, она произвела бы фурор. Однако, музыкантам Cool&Jazzy, которая 4 месяца назад почти полностью обновила состав, еще предстоит найти равновесие.


     Еще  одна  аллюзия  на  The  Real  Group   обнаружилась  у  третьего  участника  фестиваля, норвежцев The Real Thing. Джазмены правы: самое главное в скандинавском джазе – его природность и естесственность. Несмотря на обилие латиноамериканских элементов, бравые трескоеды играли отличный, сугубо скандинавский соул-джаз, густой и наваристый, как зимняя похлебка. Тарелки на ударной установке блестели, как крышки от кастрюль; ударник еле слышно шуршал по ним барабанными щеками, как будто мешал венчиком яичный желток. А на выходе - почти осязаемые кухонные запахи, гирлянды на окнах и тёплый пол у жерла горящего камина. «Правь, Скандинавия» - так назвала Газета.Ру свой материал о «Балтийском джазе». Черт возьми, они правы.

 

 Наталия Киеня