Аквариум – «Беспечный русский бродяга» (2006)

На самом деле рецензию на новое творение заслуженного орденоносца русского рока Бориса Борисовича Гребенщикова писать было несколько страшновато, а уж применить к нему слово «критика» – тем более. Как подумаешь о масштабах БГ как творческой единицы, страшно становится критиковать человека, который больше тридцати лет на сцене, на счету которого больше пяти сотен песен, а он ещё и не останавливается и продолжать творить. Но в апреле этого года группа «Аквариум» выпустила новый альбом «Беспечный русский бродяга», который мы не могли оставить без внимания.

     Такого смешения жанров в одном альбоме не встречалось уже давно. БГ совместил, кажется, все – от романсов типа «Voulez-vous coucher avec moi?..» и кантри «Беспечный русский бродяга» до «Афанасий Никитин буги (хождение за три моря – 2)» - электроники с элементами трип-хопа  (ключевое слово – трип). Эта песня однозначно лучшая на всем альбоме. Если обычно про такие треки говорят, что их ждали энное количество времени, то «Афанасий Никитин буги» – это как раз то, чего никто не ждал. Эта песня вводит в транс с первой строчки, не могу не процитировать отрывок:

 

И вот мы мчимся по пустыне, поезд блеет и скрипит

И нас везет по тусклым звездам старый блюзмэн-трансвистит

Кругом твориться черт-те что, то дальше то вблизи

То ли пляски сталеваров, то ли женский бой в грязи

Когда со мной случился двадцать пятый нервный срыв

Я бросил ноги в Катманду через Большой Барьерный Риф

 

И вот я семь недель не брился, восемь суток ел грибы

Я стал похож на человека героической судьбы

Шаманы с докторами спорят как я мог остаться жив

Но я выучил суахили и сменил культурный миф

 

     С этим, несомненно, гениальным творением соседствует ремейк старой песни БГ «Мама, я не могу больше пить», который на этой пластинке как нельзя кстати. А ещё песня «Многоточие» - вернее, даже не песня, а переливы звуков: колокольчики, звон соприкасающегося стекла, скрипы, скрежет… Или песня «Голова Альфредо Гарсии» - поп-рок-хит с запоминающейся мелодией. Одним словом, каждая песня кардинально отличается по стилю от предыдущей. Во всем альбоме встречаются такие словесные конструкции, обороты и музыкальные ходы, которые словами описать просто невозможно. И непонятно, то ли в создании альбома действительно не обошлось без препаратов, значительно расширяющих границы человеческого сознания, то Борис Борисыч как истинный гений, размышляя о вопросах мироздания, унесся в такие выси, до которых нам, простым смертным, ещё расти и расти. И я склоняюсь ко второму.

 

 

Наталья Суворова