«Сказка про темноту» Николая Хомерики: Мир глазами женщины

Несмотря на свое название, новый фильм Николая Хомерики «Сказка про темноту» - фильм светлый и при этом предельно реалистичный. Действие картины разворачивается в современном Владивостоке, с морем, дельфинами, туманными пейзажами, хмурым небом и не менее хмурыми людьми в кадре.

    Главная героиня Геля (Алиса Хазанова), одинокая женщина, работает в детской комнате милиции. Наслушавшись от коллег упреков в своем одиночестве, она решает изменить свою жизнь: записывается на танцы, знакомится с мужчинами и старается наладить свою личную жизнь.


    Но окружает Ангелину темный мир, где живут одинокие и озлобленные люди, где ругаются матом и совсем не понимают друг друга, где Геля изо всех сил пытается найти крупицы добрых чувств. Она дарит свою доброту детям из неблагополучных семей, гуляет с ними, а взамен получает лишь оскорбления. Как героини сказок, она стремится к большому и светлому. Но все мужчины, окружающие ее, на удивление грубы и неотесаны и отказываются понимать, что за строгой милицейской формой скрывается ласковая и заботливая Геля в лаковых туфельках на высоких каблуках, с красными ногтями и яркой помадой на губах.


    Режиссер фильма Николай Хомерики говорил, что  «Сказка про темноту»  - это «попытка взглянуть на мир женскими глазами».  Поэтому темный мир преображается  в Гелиных глазах. Насилие, бесправие, жестокость уходят на второй план, и главное, что она видит, - царящие везде одиночество, непонимание и безразличие. Родители бросают своих детей, а они потом становятся преступниками. Мужчины перестают видеть в женщине Женщину, и ищут не любовь, а секс. Но даже в этом мире серых многоэтажек и безысходности героиня видит мягкий и добрый свет. Он пронизывает весь фильм, создает неповторимое настроение, в котором есть что-то от безмолвных картин Отара Иоселиани: близкое и понятное сердцу, но невыразимое словами. 

 

    В «Сказке» уже нет долгих разговоров ни о чем (так, как было в предыдущей работе Хомерики «977»), нет лишних сцен. В новом фильме все максимально продумано и правдиво. Сценарист фильма Александр Родионов, уже известный по фильмам «Живи и помни» Прошкина и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, в одном из интервью говорил, что «эффективная коммуникация» - это когда можно не опираться на речь. Именно по такому принципу и живет Геля. Она понимает ничтожность слов, для нее, как говорится, «мысль изреченная есть ложь». И когда мальчик Паша на всю ее доброту и ласку отвечает фразой «ты старая и злая», Геля понимает, что по-другому он не может выразить слова благодарности. То же самое и с финальной фразой: когда грубый и бесчувственный мент, говорит о Геле, что она ему «на фиг не нужна», мы понимаем, что только так он мог признаться ей в любви. Слова лгут, правдивы только чувства. 

 

    В целом «Сказка про темноту» - фильм во многом новаторский для  российского кино. В нем чувствуются традиции 60-х, с неповторимым настроением картин Иоселиани,  реализмом «новой волны» и героинями Антониони. Обращение к традициям и дает фильму ощущение новизны и свежести. Поэтому говорить о его минусах, наигранности, сквозящей в разных эпизодах, о нереалистичном образе главной героини и о других просчетах совсем не хочется. К тому же над фильмом работали едва ли не лучшие мастера современного кино, начиная от режиссера и сценариста (Александр Родионов) и заканчивая продюсерами (Роман Борисевич, Александр Кушаев). В итоге их совместной работы получился отличный фильм, который для современного кинематографа, явление, безусловно, выдающееся. 

 

 

 

Елена Ищенко