Послание о послании: 25 международный кинофестиваль «Послание к человеку»

В сентябре-октябре в Санкт-Петербурге прошло знаменательное для города событие - 25 международный кинофестиваль «Послание к человеку». Ежегодно в нем участвуют документальные и игровые фильмы со всего мира. Программа этого года была особенно разнообразной. Не будем приводить статистику, не будем сравнивать организацию с другими кинофестивалями и рассуждать о конкурсе и распределении призов. Как это нередко бывает, параллельные программы оказались намного сильнее и заметнее, а о самых слабых конкурсных картинах через несколько десятилетий только сухая статистика и будет помнить. Кинофестиваль «Послание к человеку» стоит прежде всего поблагодарить за возможность увидеть киноновинки до их появления в прокате или посмотреть отличные документальные фильмы, которые, скорее всего, на наших экранах так никогда не появятся. 

    Начнем  с  главного. Программа  «Кино  сверхреальности», составленная Андреем Плаховым, представила Петербургу самые ударные хиты последних международных кинофестивалей. Это и обладатель «Золотой пальмовой ветви» «Дипан» Одиара, и новейшие фильмы таких звезд современного авторского кино, как Апичатпонг Вирасетакул и Брийанте Мендоса. 

     Дипан - Жак Одиар, 2015
   Каждый раз при просмотре Одиара не покидает ощущение точного соответствия текущему моменту. Это кино, снятое сегодня о сегодняшнем дне, кино, необходимое сию минуту, хотя ни в коем случае не «сиюминутное». Это сложная конструкция из противоречий, из разных культур и мировоззрений, разных людей и судеб. Беженцы, адаптация, конфликты, война - война не только с оружием в руках, это война внутренняя, гораздо глубже первобытной стрельбы, танков и камней. Чуждые друг другу люди вынуждены идти на компромиссы, привыкать к иностранным обычаям и языку, разыгрывать из себя любящую семью, чтобы остаться в живых. Одиар показывает другой Париж, далекий от туристических картинок и панорам. Лишь в начале фильма вдали виднеется базилика Сакре-Кер как надежда на лучшую жизнь, которая должна однажды начаться. 

    Шнайдер против Бакса - Алекс ван Вармердам, 2015
    Смешной  фильм  про  киллеров  от изобретательного голландца. Режиссер вводит персонажей в сюжет по одному - точно так же, как и опытный повар добавляет в свое фирменное блюдо по ингредиенту. Альтернативным могло бы стать, например, такое название: «Как я прекратил убивать и полюбил мюсли». В общем, как только фильм выйдет в прокат (если выйдет) - надо смело идти и смотреть. 

    Новейший завет - Жако Ван Дормель, 2015
    В целом,  это не  самый  плохой  фильм,   здесь  даже сыграла   Катрин   Денев. У фильма очень символичный сценарий, в некоторых моментах - даже чересчур. Это почти что Библия в облегченной версии. Сюжет вам уже наверняка пересказали наши кинокритики и, скорее всего, в обязательном порядке призвали на премьеру. Ну что ж, если бредовые фантазии Томаса Гунцига вам по душе - идите. 

    Ловушка - Брийанте Мендоса, 2015
    Самый  известный   филиппинский    режиссер   современности   снимает   фильм-катастрофу.   Именно   такое  впечатление  производит  аннотация. Но опыт подсказывает, что каталоги - это для марсиан и в 95 из 100 случаев описание фильма не имеет ничего общего с самим фильмом. «Ловушка» - кино очень личное и искреннее, очень медленное и не похожее на кино в традиционном понимании. Просмотр требует эмоциональных усилий, в нем нет интриги и автор даже не делает никаких попыток эту интригу создать. Такое кино не станешь рекомендовать другу. При просмотре понимаешь, что попадание в капкан - не столько дело случая, сколько вопрос личного выбора. Можно гулять по лесу и благополучно пройти мимо, но если все же попадешь в эту ловушку, то не сразу сможешь прийти в себя от ее странной притягательности. 

    Этажом ниже - Раду Мунтян, 2015
    В  большинстве  своем  румынские  фильмы  прекрасны  и  неповторимы. Это кино приятно тем, что создается не только для фестивалей и критиков, но и для зрителя. В последнем фильме Мунтяна есть адекватная история, детективный сюжет, качественная игра актеров, а также та сложность и многоуровневость, за которое мы любим авторское кино. 

    Важным  событием  фестиваля  стала мини-ретроспектива  неизвестного  в   России  сербского режиссера Желимира Жилника. Это своеобразный пролог к первой в мире полной ретроспективе режиссера на фестивале документального кино в Португалии. На показах присутствовал сам Желимир Жилник вместе с пригласившим его кинокритиком Борисом Нелепо, автором этой программы. 


    Второе поколение - Желимир Жилник, 1984
   Прекрасный пример остросоциального фильма. Это кино о подростках и взрослении, снятое с искренней увлеченностью судьбой персонажей. Родители мальчика работают в Германии, а он вынужден оставаться в родной Сербии с бабушкой. Разговоры со сверстниками и новые знакомства вызывают в нем критическое отношение к действительности и толкают на спонтанные поступки. В простой истории режиссеру удалось зафиксировать дух времени и противоречия эпохи.

    Старая школа капитализма - Желимир Жилник, 2009
   Художественный  фильм,  основанный  на  реальных  событиях. Вернее, это реальная история, разыгранная непрофессиональными актерами. Катастрофически низкое качество съемки и актерского исполнения производят унылое впечатление, а сюжет словно взят из постсоветских девяностых: забастовки, неорганизованные митинги, задержка зарплаты, тяжелый физический труд без каких-либо материальных гарантий, а с другой стороны - бессовестное обогащение эксплуататоров. Казалось бы, фильм не рассказывает ничего нового, но парадоксальным образом оказывается актуален именно сегодня. 

    «Революция по-немецки: болевые точки» - еще одна оригинальная программа фестиваля. Два показа, которые прошли в рамках «Послания к человеку», посвящены двум знаковым периодам в истории Германии: это двадцатые (лучшая эпоха в истории немецкого кино, описанная теоретиком Зигфридом Кракауэром) и конец шестидесятых (период радикальных политических течений в кругах молодежи). 


    От Калигари до Гитлера: немецкое кино в эпоху масс - Рюдигер Зухсланд, 2014
   В сущности, это пересказ одноименной книги Кракаэура, только менее интересный. С другой стороны, если учесть, что сегодня люди в большинстве своем читают мало или не читают совсем, фильм молодого немецкого исследователя и журналиста Рюдигера Зухсланда оказывается небесполезен. 

    Немецкая молодежь - Жан-Габриэль Перье, 2015
   Это полнометражный дебют французского режиссера, который много лет занимался коротким метром, составляя свои фильмы из фото- и видеоматериалов. Новый фильм также смонтирован из архивов. На экране появляются герои своего времени - Ульрике Майнхоф, Андреас Баадер и их товарищи по «Фракции Красной Армии». Появляется даже Фассбиндер, снявший в 1979 году один из лучших своих фильмов - «Третье поколение», о тех же людях и том же периоде. 

    Из программы «Панорама» два фильма произвели особенно сильное впечатление. Обе картины повествуют о трагических событиях. Любой хороший человек предпочел бы, чтобы этих событий никогда не случалось. Но, как показывает история, не каждый фильм о трагических событиях художественно значим: например, картина «Башни-близнецы» Оливера Стоуна не вызывает ничего кроме недоумения и раздражения. Фильмы «Панорамы», к счастью, другие.


    Я - Шарли - Даниэль Леконт, Эммануэль Леконт, 2015 
    Репортаж из Парижа о безумных днях террористического вторжения в цивилизованный мир. Очень впечатляют лица и живая речь людей, переживших терракт и потерю близких. Важно, что художники-карикатуристы и журналисты не боятся исламских фанатиков и продолжают смеяться над злом. Как бы Гитлер ни ненавидел Кукрыниксов, они все равно победили. 

    Земля картелей - Мэттью Хайнеман, 2015
   Эта захватывающая история родилась в дебрях Нового Света, на границе преступной Мексики и южных штатов. Вкратце это история о том, как несколько хороших парней решили проучить плохих парней, и о том, как эта замечательная затея провалилась. Выразительные персонажи, фантастически красивые пейзажи и кинематографичный дым превращают фиксацию действительности в визуальный праздник. Следует отметить, что «Земля картелей» - это не стилизация под документальное кино, а самое что ни на есть правдивое исследование проблемы преступности в реальном времени: сколько нужно смелости и силы духа, чтобы ходить по пятам за вооруженными людьми, брать у них интервью, снимать их в горячих точках и при этом остаться в живых. Эту хронику стремительных событий спродюсировала Кэтрин Бигелоу, знающая толк в боевиках и блокбастерах. 

    Много внимания на фестивале было уделено эпохе видеосалонов. Ностальгии по VHS посвятили показы в Новом музее, а также программу «Перемотка». 


    Электробугало: дикая и нерассказанная история Cannon Films - Марк Хартли, 2014
    Еще один фильм о симпатичных ребятах, но на сей раз не с оружием, а с камерой в руках. Это смешная история о том, как два еврея приехали из Израиля в США снимать кино, подружились с половиной Америки, сделали сотни третьесортных фильмов, сотрудничали с такими разными людьми, как Дольф Лундгрен, Джон Кассаветис, Сильвестр Сталлоне, Шарон Стоун, Жан-Люк Годар,Франко Дзеффирелли, Франко Неро и многие другие.

   Из программы спецпоказов понравился «Асфальт» от французского режиссера Сэмюэля Беншетри. Это несколько историй, которые происходят с жильцами одного дома на окраине Парижа. Изабель Юппер играет актрису в возрасте, которая знакомится с соседом по лестничной площадке. Майкл Питт играет астронавта НАСА, который в силу обстоятельств гостит у заботливой сирийской женщины... Это очень доброе кино с трогательными и немного забавными героями. "Асфальт" напоминает другой фильм Беншетри, «Я всегда мечтал стать гангстером», получивший на фестивале Сандэнс 2008 приз за лучший сценарий.

 

 

Лидия Панкратова