Журналист о фильме и фильм о журналистах

Фильм «Доброй ночи и удачи» - вторая режиссерская работа Клуни (первый фильм —  «Признания опасного человека» ) поразил американскую общественность в 2005 году. Но после выхода «451 градус по Фаренгейту» эта самая общественность уже была подготовлена к очередному удару в «область живота». Видимо, поэтому, ну конечно, и благодаря имени любимца американской критики – самого Клуни, фильм был причислен не к категории шокирующих изгоев, а к справедливым картинам, обличающим пороки общества.

    Сам сюжет фильма не оригинален, точнее, исторически достоверен. 1950 год, тележурналистика только встает на ноги. Сенатор, Джозеф МакКарти, борется с «красной угрозой», а журналист, Эдвард Р. Мурроу, - с тиранией «черных списков» и вслед за этим - и с антикоммунистической деятельностью влиятельного, но зарвавшегося политика. Клуни здесь играет продюсера, помогавшего журналисту покончить с политической карьерой сенатора. Сюжет небезызвестен, но не слишком любим «честными и толерантными американцами». «Я ведь не снимал фильм для того, чтобы выступить против той или иной администрации. Это своего рода историческая ссылка», - говорит сам Клуни. Безусловно, кто захотел, тот увидел параллели с сегодняшним днем в управлении США, кто-то думал, что в прошлом Америки, конечно, были ошибки, но сегодня все по-другому… Режиссер же не навязывает своего мнения, даже старается его исключить, чему способствует и то, что фильм снят лишь на крупных и средних планах. То есть Клуни смотрит на конкретную проблему в условиях определенного времени, а общий план и политическую ситуацию оставляет додумывать зрителю. Кроме того фильм черно-белый. Во время выхода трехмерного кино, кино с компьютерной графикой такой шаг в тоже время и риск, и жест элитности и интеллектуальности, попытка выделиться на фоне разноцветных картинок. Эта картина актуальна, выдержана в едином стиле, здесь есть идея и проблематика, а главное - есть настроение. Его создает удивительно мелодичные и меланхоличные песни Дайан Ривс.

 

    И то, что музыка звучит не за кадром, а певица пояляется в самой картине – находка режиссера. Причем современная дива джаза не выбивается из рамок полувековой давности, выглядит сообразно эпохе. Надо сказать, что импровизация самой Дайан - замечательная дань мастерству одной из самых виртуозных исполнительниц эры «бибопа» - Саре Воон. Дайан Ривс, которая не устает повторять, что музыканты не должны ограничивать себя рамками какого-то одного жанра, часто спрашивают, считает ли она себя исполнительницей джазовой. Как правило, Дайан отвечает коротко: «Я - исполнительница многогранная». Ответ мог бы показаться нескромным, если бы не отражал совершенно исчерпывающе сути дела. В репертуаре Дайан Ривс ритм и блюз, танцевальная и популярная музыка, баллады и этнические африканские напевы и, разумеется, джазовые стандарты. Так что с гибким, но своеобразным стилем исполнения она гармонично вписывается в ретро-стилистику картины.

 

    В фильме продумано все: от идеи до ее воплощения в музыке, и все логически завершено. Поэтому даже те, кому не понравилась картина, должны признать талант Клуни-режиссера, профессионализм актеров и как следствие высокое качество фильма.

 

Даша Поденок