Запечатлеть импровизацию...

Писать о джазе сложно, это скажет любой рецензент, музыкальный критик и репортер. Джаз нужно почувствовать и передавать ощущения от услышанного нужно эмоциями. Вот почему в близкой к музыке живописи это возможно: сочные мазки подобны нотам, взятым саксофоном, а витиеватые линии – импровизации контрабаса. Великолепный художник, без сомнения, подобен талантливому музыканту.

 

Вот почему Иэн Джонсон пишет портреты исключительно великих джазовых музыкантов: Луи Армстронга, Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса. Джаз не только главная тема творчества Иэна, но и его уникальный стиль – красочная геометрия картин соответствует ритмичным комбинациям мелодий. 

 

Джонсон родился в 1979 году в городе Сиракьюз (штат Нью-Йорк), но живет и работает в Сан-Франциско, Калифорния. Удивительно, что Иэн – самоучка. Он вылетел из колледжа прямиком с первого курса, у него нет за плечами опыта работы в солидной дизайн-студии. У него нет приевшихся штампов и шор на глазах. Именно через импровизацию Джонсон осваивал практические навыки художника.

 

Его любовь к джазу зародилась еще в детстве, когда родители часами слушали радиопередачи, в которых передавали музыку Эллингтона, Паркера и других ле генд этого направления. Иэн не различал имен, не запоминал названия песен, но его влекла форма джаза, построенная на импровизации, полиритмии и свинге.

 

Когда же Джонсон подрос, то принялся старательно изучать предмет, прослушивая пластинки великих джазовых исполнителей 40-х, 50-х, 60-х. Среди прочих особенное влияние на молодого художника оказали Нэт Кинг Коул, Джон Колтрейн и Эрик Долфи. 

 

Если вспомнить времена зарождения и развития джаза, то перед нами предстанет черно-белая картинка изящных посетителей и респектабельного оркестра. Вскоре безумная волна красок сотрет эту картину, представив перед нами обычно черного саксофониста, в ярком костюме с золотым инструментом. Именно такими и становятся картины Джонсона – то эстетски черно-белые, то по уличному яркие, экспрессивные и ломаные. Иэн рисует то, что подсказывает ему воображение, что внушает ему слух. Отражение музыки в рисунке. Портрет музыканта и его композиций.

 

 И герои в картинах-воспоминаниях Джонсона оживают, вновь обретают цвет и плоть, и мы видим их такими, какими бы нам хотелось оставить их в своей памяти навсегда – элегантная Элла Фитцджеральд, сосредоточенный Колтрейн и Армстронг с надутыми, как воздушный шар, щеками, щеголеватый Дэвис. Вся история джаза в портретах главных действующих лиц проносится перед глазами, как сиюминутная и гениальная импровизация.

 

 

Author of Review:

Дарья Поденок