Внутренняя империя Дэвида Линча, или гений выходит на рыбалку

После презентации фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» к режиссеру подошла зрительница и заявила: «Я ничего не поняла, но мне понравилось». Пресса радостно растиражировала этот эпизод, а сам Линч в интервью впоследствии сказал, что «это лучшая реакция и лучший зритель на свете».
 
Дэвид Линч не нуждается в отдельном представлении. О сериале «Твин Пикс» в наше время не слышал только, пожалуй, Снежный Человек. А все поклонники арт-хауса не дают пыли осесть на дисках с фильмами «Малхолланд Драйв», «Дикие сердцем» и «Синий бархат». Первая автобиографическая книга Дэвида Линча «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество» впервые вышла в 2007 году и стала национальным бестселлером США. Потом была выпущена аудио-книга, озвученная самим автором. Наконец дело дошло и до перевода на русский язык.
 
Автобиография – не совсем правильное определение для этой книги. Из нее вы не узнаете, как Линч ходил в детский сад, кто был его первой любовью, и какую роль в его жизни сыграла бабушка. Более того, ответа на извечный вопрос «Кто убил Лору Палмер?» вы там тоже не найдете.
 
«Поймать большую рыбу» - диалог Дэвида Линча с самим собой. Автоинтервью, где стерлись все вопросы и остались только ответы. Он не учит жизни, он лишь пропускает жизнь через себя и свое творчество. У читателей останется еще множество вопросов, но на этот раз – не к гению кино, а к самим себе.
 
Дэвид Линч приглашает на короткую экскурсию в свою персональную вселенную. Как луч прожектора в темной комнате, он выхватывает эпизоды своей жизни и творчества. И в руках оказываются кусочки паззла, которые читатель раскладывает так, как ему вздумается.
 
Многих пугает слово «медитация» в названии. Дэвид Линч уже более тридцати лет практикует трансцендентальную медитацию и даже является основателем фонда, финансирующего программы по обучению трансцендентальной медитации для детей и молодежи. Но медитация для Линча – лишь повод заглянуть глубже, нырнуть на глубину.
И на страницах книги он постепенно уходит от метафизики в бытовую сторону, уводя за собой читателя. Возникает ассоциация с кэрролловским Белым Кроликом – Линч указывает путь на глубину, где лежат еще нереализованные замыслы, идеи, правила жизни.
 
В ступор читателя этой книги может ввести только вопрос – «А о чем она?». Как снимать фильмы? Нет, это же не учебник для начинающего гения арт-хауса. О медитации? Нет, читайте Упанишады и будет вам счастье. Просто о творчестве? Вполне может быть, но ведь у каждого свое представление об этом. Наверное, она все же о вселенной по имени «Дэвид Линч».
 
«Я влюбляюсь в некоторые идеи. И при этом живу в той же реальности, что и все остальные. Если бы я вдруг решил, что пережил озарение и теперь буду снимать просветленное кино, тогда другое дело. Но я всего-навсего парень из городка Миссула в штате Монтана, который решает свои задачи и идет своей дорогой. Как и все в этом мире».

 

 

Author of Review:

Таша Кириллова