Документальное чувство

В галерее «На Солянке» проходит выставка знаменитого документального фотографа Игоря Мухина. Объединить работы Мухина можно одним словом: «жизнь».  Ему удается уловить, а, главное, передать зрителю то, что через несколько лет будет называться «чувством эпохи», своеобразное и, увы, неповторимое настроение.

   

Каждая фотография – это подсмотренная история, судьбы людей, биение городского пульса, тайная жизнь вещей. Это почти по Гришковцу, когда простая, обыденная деталь раскрывается по-новому, превращаясь в целый мир привычек и образов. Игорь Мухин начал свою творческую деятельность двадцать лет назад, с тех пор он постоянный участок выставок и биеннале. Его фотографии можно увидеть в Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне…

   

Художник предпочитает работать над сериями или, как он их сам называет, «проектами» - фотографиями, объединенными общими темами. Еще в далеких восьмидесятых он открывает начало «коллекциям»: «Фрагменты» и «Монументы», посвященным осколкам советской империи, заброшенным памятникам соцреализма.

 

На выставке представлены работы с 1990 по 2006 годы, среди которых есть знаменитые и малоизвестные снимки. Например, выпускники. Всего лет десять прошло между двумя выпусками – а какая громадная пропасть! Таких людей больше нет, сейчас совсем другой «калибр», другие лица, другие ценности…

 

Помимо фотографий, которых, кстати, в галерее не так уж и много, посетителям показывают пятнадцатиминутный слайд-фильм, состоящий более, чем из ста работ, разделенных на три части: «Фрагменты и монументы», «Шествия» и «Город. Москва». Каждая «серия» сопровождается музыкой, подчеркивающей настроение фотографий.

 

В «Фрагментах и монументах» лейтмотивом стал зловещий саундтрек  из фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Это очень страшно – смотреть на почерневших и потрескавшихся от времени гипсовых пионеров, «павших» неизвестных солдатов, когда в голове нагнетается ощущение беды, неясного довлеющего надо всем злого Рока…

 

Под песню Бориса Гребенщикова перед нами «Город. Москва», полный маленьких людей и большой рекламы. Рекламы, застревающей в голове своей навязчивостью, сектантски-сладкими призывами и райскими образами.

  

«Шествия», излюбленная тема репортажной съемки, в исполнении Игоря Мухина теряет ощущение времени. Нет временного барьера между майскими демонстрантами девяностых и двухтысячных, те же флаги, та же «идейность» в глазах. В литературе это называется «великой силой типизации».

 

 

Author of Review:

Катерина Павлюкова